Бессменный президент РЖД Владимир Якунин выдвинут на пост сенатора от Калининградской области, что равносильно уходу на заслуженную пенсию. "ДП" попытался разобраться, почему друга Владимира Путина отправляют на покой и чем он запомнится россиянам.
Владимира Якунина предложили назначить сенатором от Калининградской области, и он уже дал на это свое письменное согласие. Это значит, что человек, который много лет олицетворял собой Российские железные дороги, покинет их.
Пока в РЖД от официальных комментариев отказываются, а в СМИ появилась информация о потенциальных преемниках: первый вице-президент компании Александр Мишарин, помощник президента РФ Игорь Левитин, гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.
Не в первый раз
Это уже не первая отставка Якунина, но на сей раз, как говорят участники рынка, все очень и очень похоже на правду. Да и сам Владимир Якунин ничего не отрицает, как это обычно бывало, когда СМИ сообщали о его отставке. Самый громкий скандал разразился накануне Петербургского международного экономического форума — 2014. Прекрасный теплый вечер 19 июня Владимир Якунин запомнил надолго не только потому, что ужинал с другом — президентом РФ Владимиром Путиным. Вкушая глухаря, он узнал о том, что несколько крупных российских информагентств распространили со ссылкой на правительство РФ информацию об отставке главы РЖД.
Теперь же решение убрать Якунина участники рынка объясняют накопившимся огромным недовольством работой РЖД бизнеса и граждан, а также, возможно, усталостью 67-летнего руководителя. Он возглавляет РЖД с 2005 года.
Пригородный скандал
За десятилетие непрерывного стажа Якунин запомнился ростом тарифов, отменой электричек, сокращением объема перевозимых грузов и пассажиров, а также стремительным ростом госсубсидий. Каждый год Якунин просил у правительства все больше и больше денег, ничего не обещая взамен, а пугая правительство отменой поездов из-за нехватки средств. Весной этого года президент РЖД потребовал от правительства рекордный объем субсидий — 140 млрд рублей на 2016 год.
За время правления Якунина железнодорожная монополия, согласно ее финансовой отчетности, получила из бюджетов всех уровней более 600 млрд рублей. Львиная доля этих средств (около 75%) пошла на компенсацию убытков от перевозок грузов и пассажиров, а остальное было направлено на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии. При этом общая протяженность железнодорожных путей в России, согласно данным Росстата, сократилась.
Выручка компании растет в основном за счет увеличения тарифов, а не благодаря привлечению новых грузовладельцев и пассажиров. На 2016 год уже заложено повышение тарифа на 7,5%. Грузовладельцы и пассажиры отказываются от постоянно дорожающих услуг госмонополии при неизменном их качестве. В последние годы РЖД регулярно отчитывается о снижении погрузки, перевозок пассажиров на поездах дальнего следования, а с 2014 года на спад пошли пригородные пассажирские перевозки. А в начале этого года разразился грандиозный скандал, когда РЖД отменили пригородные поезда в ряде регионов, вынуждая тем самым региональные власти платить железнодорожной монополии больше.
Легенды о шубохранилище
В общем итог деятельности Якунина таков: с 2005 года совокупный годовой доход РЖД вырос в 3,3 раза, превысив по итогам 2014 года 1,7 трлн рублей. Зато объем поглощаемых субсидий за то же время увеличился в 60 раз, как будто эффективность компании измерялась не динамикой выручки и прибыли, а расходованием бюджетных средств.
Несмотря на то что РЖД по сути убыточная, дотационная организация, ее топ-менеджеры не стесняются назначать себе жалование по высшему разряду, и правительство РФ, возглавляемое Дмитрием Медведевым, не возражает этому. Ранее dp.ru подсчитал, что среднемесячное вознаграждение Владимира Якунина только в РЖД превышает 5 млн рублей, а его замов — более 4,7 млн рублей. Притом что зарплата многих рядовых железнодорожников едва превышает 20 тыс. рублей в месяц.
В последние годы Якунин начал частенько попадать в СМИ, и в большинстве случаев — с неприглядной стороны: главу РЖД критиковали за его образ жизни, за легендарное шубохранилище, которое ему приписывали, создание офшорной бизнес-империи и неэффективное руководство РЖД. При этом чаще всего поводы давал сам глава железных дорог. Так, например, он отказался публиковать свои доходы и, соответственно, свою зарплату, сославшись на угрозы его семье. А вот в апреле 2015 года, когда правительство издало указ, обязывающий глав госкорпораций раскрывать свои доходы, Владимир Якунин пригрозил правительству своей отставкой, в случае если его заставят рассказать о зарплате. В итоге пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова сообщила журналистам, что коммерческие компании — это не государственные, а частные структуры, даже если единственным акционером выступает Россия. То есть с легкой руки премьера зарплата Владимира Якунина была приравнена к коммерческой тайне.
Из одной обоймы
Владимир Якунин известен не только как глава РЖД, но и как философ. Например, пару лет назад он составил новую конституцию России, в которой предлагал жить по православным законам. В марте 2014 года он предложил на заседании РАН идею "Трансевразийского пояса развития" (ТЕПР). "Проект предполагает масштабное строительство транспортных артерий на всей территории России, развитие инфраструктуры, привлечение трудовых ресурсов из Азии в Зауралье и на Дальний Восток, а также переориентацию экономики с "западного" типа, который, по мнению авторов проекта, оторван от духовно-нравственных целей и ценностей", — говорил тогда глава РЖД. Правда, стоить этот проект должен был несколько триллионов "не наших рублей". "Но результат будет иметь порядковую кратность", — обещал он.
В 2009 году философ Якунин делал доклады про рукотворность финансовых кризисов и стоящих за ними американских банкиров, которые пытаются сохранить свою империю финансовых пирамид. А в этом году глава РЖД читал об этом лекцию студентам СПбГУ, где рассказывал, что США и мировой финансовый олигархат собираются вживить всем людям на планете электронный чип и превратить их в рабов. Все подобные выступления оборачивались критикой со стороны общества и прессы, но Владимир Якунин на это никогда не обращал внимания.
Ему всегда все сходило с рук, потому что он, как и Сергей Иванов, — ближайший друг и соратник Владимира Путина, который начинал с ним работать еще в ленинградском КГБ. Однако в этот раз, видимо, Владимира Якунина решили все-таки отправить на заслуженную пенсию. Можно с уверенностью сказать, что предложение о выдвижении президента РЖД в сенаторы было согласовано лично с главой государства, так как контракт у него заканчивается в 2017 году.
"Сейчас не угадать, кто займет место Якунина. Явных претендентов на его место нет. Все люди, обладавшие определенной силой, уже на своих местах, кто-то в "Роснефти", кто-то в Сбербанке", — говорит генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
"Вряд ли что-либо изменится после ухода Якунина, придет другой человек из той же обоймы", — полагает заместитель директора по развитию ГК "Вента" Сергей Прошин.