Промоутер Михаил Шурыгин: "Если доллар будет по 100, то нас не спасут даже аншлаги"

Глава компании NCA Михаил Шурыгин рассказал "ДП" о перспективах концертного бизнеса в РФ, объяснил, почему уменьшилось количество выступлений иностранных исполнителей, а также назвал категорию артистов, которые всегда смогут заработать в Петербурге.

Изменилась ли в кризис процедура заключения договоренностей с артистами?

— Процедура осталась прежней, но изменилась форма обсуждения условий. Падение рубля серьезно повлияло на заключение договоренностей с иностранными артистами. Многие из них идут навстречу, хотя, конечно, не пропорционально колебаниям, происходившим с нашей валютой за этот год. Естественно, иностранцы не будут серьезно пересматривать свои гонорары из-за того, что доллар у нас был по 40 рублей, а стал по 75. Однако определенные подвижки со стороны артистов наблюдаются. Они ведь понимают, что изменение курса валют неизбежно повлечет за собой повышение стоимости билетов, цены на билеты повлияют на их поклонников, а поклонники — это все, что у артистов есть.

На какие уступки в итоге согласны идти зарубежные исполнители?

— В прошлом году у нас было два крупных проекта, которые мы согласовывали при очень нестабильном рубле. Это концерты Робби Уильямса (прошел 9 апреля) и группы MUSE (прошел 21 июня). В случае с выступлением Робби Уильямса нам удалось договориться о скидке. С MUSE мы до сих пор ведем переговоры о возможности изменения гонорара.

Сколько готовы скинуть артисты?

— Я не слышал, чтобы артисты делали скидку больше 10-15% от гонорара. Как раз на такие уступки пошел и Робби Уильямс в нашем случае.

Какие статьи расходов вы сокращаете в кризис, чтобы компенсировать большие траты на гонорары?

— На самом деле изменение курса валют почти не повлияло на наши статьи расходов. В гонорары артистов еще включены цены на билеты. Они подорожали, но это несущественное увеличение расходов. Стоимость же аренды площадок, рекламной кампании, услуг обеспечения звукового и светового сценического оборудования не изменилась, эти расходы мы тоже не сокращаем. Те площадки, которые в Петербурге пользовались спросом, продолжают им пользоваться.

Но, я так понимаю, посещаемость концертов снижается?

— Да, к сожалению, наблюдается общая тенденция снижения спроса. Я бы его на данном этапе оценил в 20-25% в Петербурге, в регионах цифры другие: 40% и выше. Поэтому мы сейчас отказываемся от региональных проектов. Даже самые успешные артисты там идут намного сложнее. Если концерты не имеют поддержки из госбюджета или от спонсоров, то собрать много людей крайне трудно.

От каких еще проектов приходится отказываться из-за кризиса?

— В первую очередь, мы отказываемся от иностранных исполнителей, в которых мы не уверены на сто процентов. И тому есть логичное экономическое обоснование. Конечно, мы сейчас не будем привозить те проекты, которые уже были: артистов с одними и теми же программами и артистов, приезжавших в Россию не так давно.
Мы также ведем разговор с отечественными исполнителями о возможном снижении гонораров, так как падает спрос на концерты. Приходится отказываться от работы с теми артистами, которые считают, что кризис их не коснулся и повышение цен — это головная боль только их поклонников и организаторов.

Есть какая-то базовая категория артистов, от которой вы точно не откажетесь?

— Ну если это Петербург, то мы говорим о русском роке. А если речь идет о рынке концертного бизнеса в Краснодаре или Ростове, то я думаю, что там лучше пойдут на Басту, Лепса и Стаса Михайлова.
Русский рок хоть и остается стабильным, эта стабильность очень относительная. Если цены на билеты переходят разумные пределы, то только единицы из наших артистов будут в состоянии собирать стадионы.

Какие тогда перспективы у концертного бизнеса в России?

— Уже сейчас спрос упал где-то на 20%, и я прогнозирую, что он еще будет снижаться в связи с экономической ситуацией. Пока те площадки, которые в Петербурге пользовались спросом, продолжают им пользоваться. Стоимость их аренды не снижается. Специфика концертного бизнеса заключается в том, что владельцы площадок и билетные операторы чувствуют кризис в последнюю очередь. Стоимость аренды и комиссионных снизится, только когда или если индустрия войдет в серьезнейший кризис. На данном этапе эти структуры недостатка мероприятий не испытывают. Сейчас страдают исключительно организаторы, которые несут более ощутимые убытки, чем раньше. Если ситуация сохранится такой до нового года, то в 2016 году убытки будут нести уже и другие игроки концертного бизнеса.

Но пока вы не отказываетесь еще от проектов с иностранными исполнителями?

— Да, мы не отказываемся от тех проектов, которые были заложены где-то полгода назад. 6-8 проектов на данном этапе уже запущено. Мы готовим концерт группы Fall Out Boy в "Ледовом дворце", Limp Bizkit в "Сибур арене", совместный концерт HIM и Rasmus в клубе "A2", приедет также американская металлическая легенда Megadeth. Мы работаем над тем, чтобы эти проекты стали прибыльными. Интерес со стороны зрителей ко всем четырем концертам имеется, но если доллар будет по 100, то нас не спасут даже аншлаги. К сожалению, я вынужден признать, что за некоторые из будущих проектов на тех условиях, на которых мы их согласовали, я бы сейчас уже, наверное, не взялся.

Справка.

Михаил Шурыгин основал компанию NCA (National Concert Academy) в 1998 году. NCA занимается организацией концертов зарубежных артистов и российских звезд в Петербурге. Именно этот промоутер в разное время привозил в Россию таких исполнителей, как Red Hot Chili Peppers, Linkin Park, MUSE, Madonna, Deep Purple, Sex Pistols и Marilyn Manson. За время своего существования компания организовала множество масштабных музыкальных фестивалей. Среди них "Рок над Волгой", Tuborg GreenFest, "Чартова дюжина" и другие. На счету NCA также важные юбилейные мероприятия многих российских рок-групп.
В 2011 году компания NCA вошла в состав учредителей клуба "Космонавт", который стал площадкой для многих устраиваемых концертов.
На данный момент NCA устраивает более 100 мероприятий в год, от клубных концертов до общероссийских фестивалей.