Петербургские автодилеры собираются взыскать с компании General Motors убытки, понесенные после ухода автоконцерна из России. Речь идет о миллиардах рублей. Однако некоторые дилеры GM не готовы идти в суд.
Уходящий из России
General Motors
пока так и не договорился о компенсации убытков со многими дилерами. В Петербурге с автоконцерном готов судиться "Р–Моторс" Андрея Ивойлова. Другие участники рынка сетуют, что условия компенсации, которые предложил импортер, смехотворны, но рассчитывают на сервисный контракт.
Первый судебный иск на 936 млн рублей General Motors получил от пензенской компании "Автолоцман". В Российской ассоциации автодилеров говорят, что аналогичные иски готовят десятки дилеров по всей России.
Иск из региона
По иску "Автолоцмана" пензенский арбитражный суд арестовал 380 млн рублей на счетах ООО "Дженерал Моторз СНГ" и ООО "Дженерал Моторз Дэу Авто энд Технолоджи СНГ". В определении суда сказано, что ответчик 31 декабря 2015 года намерен в одностороннем порядке расторгнуть дилерские договоры, но за дилером остаются гарантийные обязательства перед покупателями за автомобили на общую сумму 1,73 млрд рублей.
Читайте также:
Chevrolet
Opel и Chevrolet уходят из России досрочно
Арест счетов объясняется тем, что, поскольку GM сворачивает свой бизнес в России, есть риск затруднения исполнения решения. Поэтому, вероятно, вышестоящие суды оставят арест в силе, считают юристы. "Мы все еще сотрудничаем с GM в рамках действующего договора и продолжаем вести переговоры о компенсации. Иск в суд — это цивилизованный путь при решении спорных ситуаций", — говорит начальник юридического отдела "Автолоцмана" Андрей Касьянов. В "Дженерал Моторз СНГ" запрос "ДП" проигнорировали. Как полагает Мария Кольздорф, партнер юридической компании Sirota & Partners, арест имущества и счетов является хорошим средством давления. "Еще не решен вопрос о том, на каких условиях дилеры дальше должны обслуживать автомобили. Арест может сыграть в пользу дилеров при переговорах", — говорит она.
Ждут компенсаций
В марте концерн GM объявил о том, что прекращает производство и продажи машин Opel и Chevrolet, объяснив это тем, что хочет избежать больших вложений в рынок с неясной долгосрочной перспективой. Многие назвали это решение политическим из–за экономической и международной ситуации. Уйти с российского рынка GM планирует до конца года. В России у него было два предприятия: завод в Калининграде прекратил работу еще в феврале, в июне полностью остановило конвейеры предприятие в Петербурге. Дилерам автоконцерн пообещал компенсацию. На начало года в России было более 150 дилеров GM, а в Петербурге — шесть. Как рассказывают участники рынка, согласно предварительному предложению, компенсацию получат только те, кто строился или расширялся по требованиям импортера в течение последних 5 лет.
Причем за каждый год положен дисконт на амортизацию в размере 20%. Также компенсированы будут затраты на вложения в брендирование центров.
Но окончательные условия компенсации являются предметом ожесточенных дискуссий между дилерами и импортером. По пути пензенских коллег может пойти "Р–Моторс" Андрея Ивойлова, а также десятки дилеров в регионах.
В "Р–Моторс" сообщили, что пытаются договориться с импортером, но если до середины сентября не удастся прийти к компромиссу, то готовы обращаться в суд. "По нашим подсчетам, объем компенсации должен составить около 4–4,5 млрд рублей", — говорит директор по маркетингу компании Сергей Новосельский.
Идут не в ногу
Часть опрошенных "ДП" дилеров GM не собираются судиться — они рассчитывают на сервисные контракты.
Другие ищут замену продукции GM. "Р–Моторс" уже получил дилерство АвтоВАЗа. ГК "Терравто" перепрофилирует центр "Прагматика" под продажи Lada.
Московский "Автомир GM Питер" закрыл свой центр на пр. Науки с 1 августа. "Мы уверены, что получим сервисный контракт, поэтому пока не спешим определяться с новыми марками. Не исключаю, что пережить тяжелое время на сервисе и продажах подержанных машин будет гораздо проще", — говорит гендиректор автоцентра "Атлант М Лахта" Евгений Пекарский.
"Дилерам, которые окупили вложения, интереснее получить сервисный контракт или быть дилерами оставшихся на рынке марок GM–Cadillac или Chevrolet Tahoe. У всех разная ситуация, и ожидать, что они выступят единым фронтом, не стоит", — подытоживает автоконсультант Олег Барабанов.