Управляющая филиалом Росгосстрах Банка в Петербурге Елена Веревочкина о том, как российские банки будут развиваться в ближайшие годы.
По показателю "чистая прибыль" банковская система России сегодня находится в убытке. За 7 месяцев 2015 года система отразила убыток 11 млрд рублей против прибыли 473 млрд рублей за аналогичный период 2014 года.
От региона к региону ситуация неоднородная. Так, например, банки, зарегистрированные в Петербурге и Ленинградской области, демонстрировали прибыль за данный период и в 2014 году, и в 2015–м, хотя она и снизилась с 69 млрд до 44 млрд рублей. Банки Нижегородской области также отражают прибыль с одновременным ее ростом с 0,7 млрд рублей в 2014 году до 1 млрд в 2015–м. Банки Москвы и Московской области отражают тренд по системе в целом, во многом, конечно, формируя его: с 400 млрд рублей прибыли за 2014 год стремительное пике к убытку 58 млрд рублей за 2015 год. Львиная доля банков ушли в минус только в 2015 году. Около сотни банков почти из 800 оставшихся стабильны в своей убыточности, то есть отражают убытки и в 2014–м, и в 2015 году, вероятно, в том числе и к этой когорте банков возможны обоснованные вопросы со стороны регулятора.
И ведь нельзя дать однозначную оценку неудовлетворительной работы банков. Может ли зараженная кровеносная система функционировать в здоровом организме? Банковская система — это одно из звеньев цепи экономики России, которое очень красочно отражает реальное положение дел: девальвация рубля, удар по реальным доходам населения и сокращение потребительских расходов, гиперинфляция, существенное снижение спроса на кредиты, западные санкции, манипуляции с учетной ставкой, геополитическая напряженность, волатильность стоимости сырья, снижение инвестиционного спроса, общий экономический спад. В результате банковская система сегодня функционирует в условиях существенного роста стоимости фондирования, снижения темпов кредитования и процентной маржи, роста просрочки, чрезмерно высоких ставок, закрытия рынков капиталов и реального риска продления и расширения санкций, ужесточения норм регулирования. Вдобавок увеличившиеся отчисления в резервы съедают практически всю прибыль.
Что дальше? Система будет консолидироваться. Банк России продолжит "перепрошивать" систему, используя механизмы жесткого регулирования, отзывов лицензий и ликвидации игроков рынка. В результате система может усохнуть до нескольких сотен банков. Вот этот процесс может растянуться по времени. В 2013 году прекратили свое существование 43 кредитные организации (из них 10 были ликвидированы посредством укрупнений и добровольного ухода с рынка), в 2014–м — 95 банков (девять по ликвидации), на август 2015–го — 60 (девять по ликвидации). В Петербурге и Ленобласти ряды банков поредели несущественно — шесть отзывов и три ликвидации с 2010 года. Банкиры осознали, что происходит трансформация модели банковского бизнеса в России и это уже не тот сладкий бизнес, которым он был еще пару–тройку лет назад.
Совершенно точно, сверхприбылей уже не будет, а оставшиеся на рынке игроки должны будут вести свою деятельность по новым правилам, искать новые источники доходов и фондирования, менять рисковые стратегии и оперативно адаптироваться к новым экономическим условиям.