"Аэрофлот" приобретет 75% акций своего главного конкурента — петербургскую авиакомпанию "Трансаэро". Одним игроком на рынке станет меньше, а полеты из Пулково подорожают, единодушны эксперты, опрошенные "ДП".
Информацию о том, что "Аэрофлот" готовится приобрести "Трансаэро", распространили российские СМИ со ссылкой на источники в правительстве РФ. Решение о поглощении "Аэрофлотом" второго перевозчика в стране принято во вторник на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Такое решение принято в связи с тяжелым финансовым состоянием "Трансаэро". По итогам первого полугодия убыток авиакомпании превысил 8,5 млрд рублей. За то же время задолженность компании по долгосрочным и краткосрочным кредитам по сравнению с декабрем 2014 года возросла на 40% — до 115 млрд рублей. Причем 90% — это краткосрочные обязательства. Как ранее писал "ДП", в конце августа в очередь кредиторов встал банк "ФК Открытие", предъявив к "Трансаэро" иск на 1,3 млрд рублей.
Многие авиаэксперты неоднократно высказывались о бедственном положении "Трансаэро" и были уверены, что государство не позволит обанкротиться второй по объему перевозок в стране авиакомпании. Однако никто не предполагал, что эта авиакомпания будет поглощена "Аэрофлотом".
Опрошенные "ДП" эксперты предполагают, что слияние с "Аэрофлотом" может в долгосрочной перспективе негативно отразиться на географии полетов из Пулково. По данным компании "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), управляющей Пулково, доля "Трансаэро" в совокупном пассажиропотоке аэропорта за 7 месяцев 2015 года — 11,2%. В основном авиакомпания перевозила пассажиров на курорты — Ларнака, Анталья, Родос, Шарм-эль-Шейх и др. Спрос на международные направления после девальвации рубля в конце 2014 года существенно просел.
В ВВСС отказались комментировать грядущие изменения в расписании. А по мнению аналитиков, пассажиров, вылетающих из Пулково, ждет монополизация рынка и повышение тарифов. "В краткосрочной перспективе в летнем расписании ничего не изменится. Перемен стоит ждать с началом зимнего сезона. Скорее всего, конкуренция сократится и цены пойдут в рост. Там, где "Аэрофлот", цены всегда растут", — отмечает независимый эксперт по авиации Роман Захаров.
В дальнем сообщении компания "Трансаэро" была главным конкурентом "Аэрофлота". "Теперь в результате сделки на рынке останется один перевозчик, который будет работать на дальних маршрутах. "Трансаэро" откажется от дальнемагистральных самолетов, будет приобретать среднемагистральные лайнеры. К октябрю банки реструктуризируют ее задолженность. Плюс к этому компания получит госгарантии, что позволит ей занимать средства по низким ставкам. В результате ее финансовое положение нормализуется", — говорит начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский.
После поглощения "Трансаэро" группа "Аэрофлот" будет контролировать около 60% рынка авиаперевозок. Если негативные тенденции на рынке авиаперевозок сохранятся, то не исключено, что в течение следующего года доля рынка "Аэрофлота" возрастет еще больше, а может, он вскоре останется единственным перевозчиком в стране.