РЖД перевезли между Петербургом и Москвой больше пассажиров, чем авиакомпании

Автор фото: Ермохин Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Скоростной пассажирский поезд "Сапсан" на платформе Московского вокзала перед отпрвлением.

Ставка РЖД на скоростные поезда сработала: впервые железнодорожники перевезли между Петербургом и Москвой больше пассажиров, чем авиакомпании. В этом году конкуренция достигла такого накала, что перевозчики вступили в ценовую войну, пока РЖД одерживают верх.

Ставка РЖД на скоростные поезда начала приносить результаты: по итогам августа железнодорожники впервые перевезли скоростными поездами больше пассажиров между Петербургом и Москвой, чем авиаторы. Спрос на "Сапсаны" рос вдвое быстрее, чем на самолеты (см. инфографику).
Петербург — Москва — это главный маршрут страны, который не сулит перевозчикам ничего кроме прибыли, спрос на скоростные поездки между двумя столицами стабильно растет в среднем на 20% в год. И никто из перевозчиков, ни авиаторы, ни железнодорожники, не намерен уступать свою долю рынка.
В этом году накал конкуренции достиг такого уровня, что перевозчики вступили в ценовую войну, пока железнодорожники одерживают верх. В основном благодаря скоростным "Сапсанам", время в пути которых сократилось до 3,7 часа. Спрос на другие, значительно более медленные поезда стабильно падает.
Переломный момент в битве "Сапсанов" с самолетами произошел этим летом, когда железнодорожники ударными темпами (на 27%) нарастили пассажиропоток и опередили авиаторов по объему перевезенных пассажиров. За 8 месяцев этого года железнодорожники перевезли на скоростных поездах между Петербургом и Москвой 2,603 млн человек. А авиаторы за то же время обслужили 2,538 млн человек, что на 13% выше уровня прошлого года. Иными словами, спрос на "Сапсаны" рос вдвое быстрее, чем на авиарейсы.
Количество перевезенных пассажиров, тыс. человек
Источник:
С самолетов на поезда в основном пересаживаются граждане, которые не летят через Москву транзитом, а таких большинство — 60%, или 1,5 млн человек в год. Ради них РЖД мечтают увеличить число рейсов "Сапсанов" между столицами с 20 до 30 в день, но, как ранее писал "ДП", инфраструктура не позволяет.  
"Высокой востребованности поездов у пассажиров способствовал ряд мер. Во-первых, все поезда "Сапсан" были переориентированы на курсирование по одному маршруту — Москва — Петербург. Соответственно, увеличилась частота их отправления. Этого требовал спрос. Между двумя столицами очень активное бизнес-общение, а кроме того, традиционно лето — время туристических поездок", — объясняют в РЖД.
Во-вторых, по словам представителя РЖД, разработана гибкая ценовая политика, система скидок и бонусные предложения в рамках программы "РЖД Бонус". Всеми этими предложениями пассажиры активно пользуются.
"Если раньше пассажиром "Сапсана" был в основном деловой человек, то сегодня контингент путешествующих этим поездом расширяется. И это тоже во многом благодаря системе скидок и акций. Многие студенты покупают дорожную карту "Молодежная", по которой предоставляется 30%-ная скидка. Для пенсионеров и школьников есть карты, снижающие цену билета вдвое. Всего существует семь таких карт, направленных на разную аудиторию", — добавляют в РЖД.
Ценовая война между железнодорожниками и авиаторами на главном маршруте страны началась еще в январе. Сразу после Нового года РЖД ввели такую систему скидок, что билет на "Сапсан" можно было купить примерно за 1,5 тыс. рублей либо за 45 суток, либо за 2 дня до отъезда, а в интервале билеты стоили дороже в 2-3 раза.
В результате, по данным компании "Туту.ру", специализирующейся на продаже железнодорожных билетов в России, средняя цена билета на "Сапсан" в январе-августе составила 3,2 тыс. рублей.
В то же время авиаперевозчики пытались повысить цены, из-за чего и потеряли часть клиентов.
Эксперты "Туту.ру" отмечают, что стоимость перелета между Петербургом и Москвой этим летом оставалась на уровне 2014 года. Несмотря на то что инфляция в годовом исчислении превысила отметку 20%. К слову, по другим направлениям цены существенно подскочили. Так, в целом летом 2015 года средние цены на авиабилеты из Петербурга выросли на 23% по сравнению с летом прошлого года: с 6784 до 8335 рублей за билет в одну сторону, подсчитали аналитики "Туту.ру".
Среди самых популярных маршрутов по России из Петербурга сильнее всего в цене выросло направление Петербург — Краснодар и Петербург — Сочи: рост составил 52% и 39% соответственно.
Кроме низкой цены железнодорожники предлагают достаточно удобную логистику. Среднее время поездки от центра Петербурга до центра Москвы на поезде составит 4 часа 10 минут, а на самолете — 3 часа 45 минут.
Авиакомпании энергично борются за клиентов и между собой, а точнее пытаются хоть немного откусить долю рынка "Аэрофлота" — он занимает доминирующее положение в перевозках между столицами. С января по август "Аэрофлот" перевез 1,6 млн человек, или 61% от всех пассажиров, путешествующих из Петербурга в Москву и обратно. Это без учета скромных показателей входящих в группу "Аэрофлот" авиакомпании "Россия" и "Трансаэро", которое "Аэрофлот" уже интегрирует в свою группу. В результате совокупная доля группы может превысить 90% на маршруте Петербург — Москва.
Однако совокупная доля группы "Аэрофлот" немного сократилась в пользу конкурентов, прежде всего авиакомпании "Сибирь" и "Ютэйр".
Впрочем, отступать "Аэрофлот" не намерен. Во-первых, авиакомпания заявила о намерении исполнить все обязательства перед пассажирами, купившими билеты на рейсы "Трансаэро", а у этой компании высокий пассажиропоток между Москвой и Петербургом.
Во-вторых, "Аэрофлот" уже снизил тарифы на рейсы Петербург — Москва авиакомпании "Россия" в экономическом и бизнес-классе. Так, стоимость полета в экономическом классе в одну сторону составляет 2033 рубля, туда и обратно – 4066 рублей, что дешевле, чем на поезде. Купить билет по такой цене можно до конца сентября, а полететь только с 10 октября и до конца года.