Историк Лев Лурье рассказывает о том, как изменились российские СМИ за последние 25 лет и объясняет, почему раньше были настоящие журналисты, а нынешние газетчики и телевизионщики станут, скорее всего, потерянным поколением.
Закрылось радио "Нева FM", еще один удар нанесен по журналистам того поколения, которое сформировалось под влиянием журнала "Афиша".
Журналистика в 1990–е пережила невероятный взлет. Тому способствовали и резко упавшая популярность беллетристики, и острая политическая борьба, требовавшая от участников инвестиций в СМИ. Наконец, сама возможность писать и тут же публиковать или показывать на экране правду была еще в новинку. Всероссийскую повестку определяли "Коммерсантъ", "Русский телеграф", "Столица", "Эхо Москвы", НТВ. Главными героями десятилетия стали Андрей Колесников, Валерий Панюшкин, Максим Соколов, Леонид Парфенов, Анна Политковская, Алексей Венедиктов.
Наша городская журналистика до сих пор определяется этим поколением "первопроходцев гласности". Большинство "Золотых перьев" (название петербургского конкурса среди журналистов. — Ред.) у коллег 1960–х годов рождения — тех, кто, не имея опыта работы в подцензурных советских СМИ, пришел в прессу в условиях почти полной свободы слова. Это отцы–основатели АЖУРа, Даниил Коцюбинский, Диана Качалова, Любовь Аркус, Михаил Трофименков, Кирилл Набутов и еще несколько десятков имен, хорошо известных всякому местному читателю газет.
Журналистика в целом — дело молодое. Это очень быстро изменяющаяся субстанция — пересмотрите телевизионные хиты десятилетней давности, и они покажутся вам устаревшими на эпоху. Каждое поколение навязывает СМИ свой взгляд на вещи.
"Коммерсантъ" изображал фешенебельную европейскую газету во времена, когда шахтеры стучали касками под Белым домом, Басаев захватывал Буденновск, и реальность изменялась круглосуточно. Ироничный Парфенов анализировал модные тренды предыдущих десятилетий, превращая плавленный сырок "Волна" и песни Валерия Ободзинского в артефакты, равные спектаклям "Таганки" или полету Гагарина. В отличие от предыдущего, перестроечного поколения, люди 1990–х не "пасли народы", старались быть ироничными и толерантными к новой реальности.
"Тучные годы" первых двух сроков Владимира Путина потребовали другой тип журналистов; пришли люди лет на десять моложе определявших стилистику 1990–х. Цензурные условия ухудшались, менеджмент центральных каналов постепенно исторгал все сколько–нибудь политически актуальное, и телевидение переставало быть модным.
Главным органом печати, рожденным в 2000–е, стала московская "Афиша" — журнал, неожиданно серьезнейшим образом относившийся к потреблению. В этом тоже была игра — в выборе лучших маечек, ресторанов узбекской кухни, американских сериалов и выставок современного искусства. В каком–то смысле основанный Ильей Осколковым–Ценципером издательский дом первым начал проповедовать буржуазные ценности.
Появились новые имена — Юрий Сапрыкин, Алексей Зимин, Максим Семеляк, Станислав Зельвенский, Юлия Яковлева. У нас в Петербурге на Пятом канале под присмотром Павла Лобкова у молодежи были свои площадки — "Неделя в Большой стране" и "Прогресс". Выходили питерские "Афиша" и "Тайм–аут". Судьба этой журналистской генерации в городе сложилась трагически. Оба журнала закрылись. "Пятерку и канал "100" реорганизовали москвичи. Кто–то из поколения 30–летних уехал на "Дождь", на редакторскую или сценарную работу в Останкино. Кто–то ушел из профессии.
"Нева FM" была последней попыткой организовать СМИ для 30–летних, делаемые новым поколением — так называемыми хипстерами. Это была просвещенная, не занудная станция, работающая в традициях entertainment, просвещавшая весело и занимательно.
Конечно, самые способные уедут в Москву, а то и за границу, где сейчас резко повысился спрос на русскоязычных журналистов. Кое–кто уже перебрался в петербургские СМИ.
Между тем всякая институция обещает долговременный успех, если несет новую эстетику и основывается молодыми людьми для своих сверстников. Именно 30–летние становились главными редакторами и обозревателями, теми, кто определял повестку последние 20 лет. Владимир Яковлев, Илья Осколков–Ценципер, Андрей Константинов прославились, будучи молодыми.
Следующее поколение станет, скорее всего, потерянным. Недаром лауреаты "Золотых перьев" каждый год все старше: молодые не подрастают, выбирать не из кого.