Журналист "ДП" Анастасия Жигач - о квесте в виртуальной реальности Cosmos.
Я киборг на борту межпланетного космического корабля, летящего среди звезд к неминуемой гибели. Не знаю, как двигаться в этой реальности: мои металлические ноги не повинуются сигналам перепуганного мозга. Еще бы: ведь он, мозг, тут, вместе со мной, и нам с ним надо быстро разобраться, как унести отсюда железные ноги (боже мой, почему они железные? Почему?). А голова, в которой мозг находится и передает этим железным ногам отчаянные приказы идти, голова — там, и это "там" абсолютно не похоже на "здесь".
Так выглядит новый квест Cosmos от Lostroom, в котором ты, как в книге "Лабиринт отражений" Сергея Лукьяненко, полностью в компьютере. Ум загружен в Интернет. Он принимает решения там, в новой реальности, а твое физическое тело — Россия, Петербург, сентябрь, 2015 год. Со стороны, конечно, все выглядит иначе: прическу смял шлем виртуальной реальности, перед лицом стоит компьютер, я сама — в обычном офисном кресле, уши спрятаны наушниками. Кроссовки намертво приклеены к полу — телу страшно, оно не понимает, что происходит. Руки мое туловище держит строго перед собой — иначе они не появляются в поле зрения, и как тогда хватать проплывающие мимо объекты. Маникюра на них нет: это руки киборга, и в запястье вмонтирована кнопка — она открывает воздушный дисплей. Видели бы вы, как изящно он убирается восвояси!
Я не буду пересказывать легенду квеста. Дело не в драматургии сюжета и не в сложности шарад. В этом интеллектуальном развлечении не надо быть умным. Ты учишься ТАМ ходить. Соображать в дихотомии ума и тела. Преодолевать поребрик. Поднимать руку на робота. Взаимодействовать с командой друзей. Это неприятно, но у них красные и в две точки глаза.
Когда ты внезапно, нечаянно, вдруг, в космосе упираешься в материальную стену, это шокирует. Настолько погружаешься в "иначе", что обычная реальность начинает шокировать. Увидел бы себя со стороны, засмеялся: запутавшийся в проводах, взволнованный, плечом задевший желтую офисную стенку, сжался в комок и дышишь сквозь шлем. А это ты, друг, заигрался и забыл, что физическое твое тело за столом, перед компьютером, что вокруг компьютера стены есть, а под попой — стул, и нечего, как абориген африканский какого–нибудь позапрошлого века, махать руками. Прямо как ненормальный, честное слово.
Да ладно, скажете вы: видали мы уже виртуальность, дело нехитрое. И правда, IT давно уже просочилось в квесты: в "Киберпанке" тот же Lostroom уже использовал шлем виртуальной реальности и технологии отслеживания движений рук, в комнате "Бессознательное" от "Клаустрофобии" летал дрон и печатал 3D–принтер. В ИТМО в рамках выставки Magic of Light (которая, кстати, работает до 31 октября), катают на виртуальных американских горках. Да и на Geek Picnic у стенда лаборатории математического обеспечения динамических систем МГУ стояла очередь из тех, кто хотел подвеситься на страховке пузом вниз. Разумеется, в шлеме. Это называлось симулятором дельтаплана.
Но то–то и оно, что в новом квесте тебя не подвешивают за веревки и никакой оператор тебя вокруг твоей оси не вращает. Всю палитру ощущений и глубину виртуального нырка контролирует только мозг. И программисты. Во многом это еще и заслуга графики: все, что мне доводилось видеть до этого в виртуальности, походило скорее на мультик или комикс, в лучшем случае на компьютерную игру.
После квеста мы пошли в кафе: аппетит после виртуального космического полета вполне себе земной. Голова немного кружится — попробуй удержи тарелку. Жизненные показатели в норме. Хорошо хоть борщ не виртуальный.
"Мой мир никогда не будет прежним: только что я умела летать и делала это в открытом космосе, у меня было два лазера: правой рукой махнешь — зеленый, левой махнешь — красный!" — захлебываясь эмоциями, рассказывает подруга незримому собеседнику в трубке. Она почти кричит, возбуждена — как и все мы. Да, мы настолько потрясены, что теперь будем думать, что нас больше никто не поймет. Как же мы будем один на один с этим знанием? Дальше в этой реальности жить как?
Здесь почему–то нельзя сжечь лазером подозрительного типа на обочине. Не получается поднять бетонный блок. Не выйти в открытый космос без разрешения. Мы невольно протягиваем руки, чтобы заставить туловище лететь, пытаемся найти кнопку на руке. Озираемся вокруг в поисках недругов. Весь день после этого говорим: "Но вот это вот было вообще, да? И вот то, конечно, как ты его, вот круто!" Нечленораздельно и радостно.