Производители сыра говорят, что подавляющее большинство продуктов, которые продаются под видом сыра, — действительно фальсификат, но винят в этом потребителей, которые не готовы платить за качество.
Вчерашний вывод Россельхознадзора о том, что 78,3% сыра — фальсификат, сделанный на основании результатов анализа сырья, использованного для производства молочной продукции, вызвал бурю обсуждений.
"ДП" поговорил с местными производителями сыра, чтобы понять, насколько оценка ведомства соответствует действительности.
Александр Клочков, бывший директор по развитию маслосырзавода "Порховский":
Если мы рассматриваем ассортимент розничных сетей, то в любом гипермаркете примерно 40% от объема приходится на брендированные сыры и примерно 60% — на небрендированные, в формате универсама, где ассортимент сыров уже, доля небрендированных сыров еще больше. Можно с уверенностью сказать, что все марочные сыры, которые можно найти на полке, — не фальсифицированные. Каждый производитель четко отслеживает и контролирует качество своего бренда. А вот среди так называемых кормовых, или биржевых сыров, которые лежат нарезанными кусками, уровень фальсификата действительно высок. Сами сети толкают производителей к этому, им нужен недорогой продукт, при этом сырный продукт они принципиально брать не хотят. Готовы закрывать глаза на состав, но чтобы продукт назывался именно "сыр".
Для понимания: разрыв в цене сыра с молочным жиром и сыра, изготовленного с использованием растительного жира, составляет всего 40-60 рублей, никаких сверхприбылей производитель не получает. Так, оптовые цены на натуральный сыр составляют 280-320 рублей, а сырный продукт стоит 205-240 рублей. Но сети просто отказываются брать его за 320 рублей.
Еще вопросы вызывает само определение фальсификата. Ошибочно указанная жирность сыра, например 45% вместо 50%, уже попадает под определение фальсификата. Думаю, что в использовании растительных заменителей молочного жира нет ничего страшного, большинство потребителей даже не отличат по вкусу так называемые имитационные сыры, но нужно честно указывать состав сыра и давать возможность выбора.
Михаил Ляско, генеральный директор Arla foods Artis:
Цифра, которую озвучили официальные представители власти, очень близка к действительности. Причина проста – все хотят низкие цены, и я не имею в виду здесь только розничные сети, сети идут вслед за потребителем. Никто не заставляет его покупать плохие некачественные продукты, но покупатель сейчас просто не готов платить за качество. Прикинуть стоимость самого простого, но настоящего сыра, изготовленного по всем правилам, очень легко – умножайте себестоимость сырья на 10. Таким образом, самый простой сыр, который лежит в магазинах, на котором все участники поставки зарабатывают очень мало, не может стоить дешевле 400 рублей. В моем понимании фальсификат – это продукт очень низкого качества, продукт с неправильной информацией о составе продукта, который сознательно выдается за сыр. Кстати, есть еще смешная инициатива по запрету пальмового масла. Нет нужды его запрещать, достаточно повысить ввозные пошлины и приравнять его по стоимости к молочному жиру, вы увидите, что проблемы не будет.
Делать сейчас вывод о неудавшемся импортозамещении я бы не стал, прошло слишком мало времени. Да, работа идет трудно, сложности есть, но мы, например, стали больше производить в России, другие компании тоже наращивают мощности.
Ирина Пушкина, управляющая группой компаний "Версия":
Цифра 80% абсолютно не соответствует действительности, если мы говорим о фабричных сырах. Это подножка России, нашему сельскому хозяйству. Только исчезли импортные сыры, которые были – да, красивыми, хорошо упакованными, но с консервантами и стабилизаторами в составе, только появились наши, натуральные – как такой удар по имиджу. Я уверена, любой местный завод готов сдать свою продукцию, чтобы доказать, что нет никаких растительных жиров. 99,9% фабричных сыров – настоящий сыр, а не сырный продукт.
То, что продается в некоторых сетях под видом сыра, – да, соглашусь, это сыром быть не может. Неизвестно откуда привозят эти сырные головы или брусы, режут их тут же в магазине и продают обернутые в целлофановой пленке. Продают его на полке за 250 рублей. Этого в принципе не может быть! Сыр фабричной фасовки, например "Российский" с жирностью 50%, не может стоить меньше 380 рублей. Но тут уже вопрос к сетям, которые в погоне за низкой ценой не оставляют других вариантов поставщику. Стоит повысить цены, как тут же появится очередь из других производителей, готовых поставлять дешевые продукты, качество которых под вопросом.
Качество продуктов в торговых сетях обязаны проверять Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Главным бичом для нашего производителя стали общественные организации, которые существуют непонятно на какие средства и наносят урон деловой репутации ответственных российских производителей. Поэтому я бы хотела знать, на основании каких анализов Россельхознадзор сделал вывод о том, что почти 80% сыров фальсифицированные.