Расширение сети задержалось более чем на полгода, но владелец Андрей Федотов рассчитывает на успех: несмотря на возросший срок окупаемости, рентабельность остальных его точек в 2014 году сохранилась.
Владелец сети «
Барслона
»
Андрей Федотов планировал открыть четвертую точку еще в 2014 году - с запуска первого бара он открывал заведения каждые 2 года. В 2014 году по плану учредителя должен был открыться бар на несколько сотен мест возле станции метро "Адмиралтейская". Однако осенью прошлого года из-за скачка курсов валют договориться с потенциальным арендодателем не удалось. «Потом мы погрузились в решение текущих проблем, например, из-за санкций пришлось искать новых поставщиков в Аргентине, Бразилии, Чили; мы ведь не могли заменить хамон на пельмени", - вспоминает Андрей Федотов. В итоге открытие состоялось более чем через полгода в помещении, где раньше работали сразу два бара - "Байконур" и "Обормот", закрывшиеся из-за кризиса.
Как рассказывает владелец, средства на открытие найти было непросто - в кредите ему отказали даже те банки, с которыми компания давно сотрудничала. В итоге инвесторами проекта стали предприниматели Кирилл Шильников, выкупивший в проекте долю 33%, и Всеволод Довженко (20%). Общие инвестиции в новый бар составили около 20 млн рублей. В 2012 году, отмечает Андрей Федотов, открытие было дешевле - на строительство третьей точки сети потратили 15 млн рублей. "Но зато с поставщиками договариваться стало гораздо проще: если раньше, например, производители мебели и кованых изделий требовали предоплаты 60-70%, теперь - 20-25%, - рассказывает предприниматель. - При этом все расчеты ведут в рублях, тогда как раньше многие требовали оплату в долларах или евро". Несмотря на трудности, действующие бары сети остаются прибыльными - по данным СПАРК, выручка всех трех точек за 2014 год выросла на 40% по отношению к 2013 году, и даже рентабельность сохранилась примерно на прежнем уровне -18-19%.
Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге, отмечает, что, открываясь на Думской, нужно взвесить все за и против. "В этой локации комфортно будут чувствовать себя владельцы заведений молодежных форматов – пабов,баров. Открывать на Думской семейный ресторан или ресторан среднего и высокого ценового сегмента нецелесообразно, учитывая соседство", - рассуждает он. Эксперт добавляет, что сейчас вакантных площадей на этой улице нет, арендные ставки там составляют 3-7 тыс. рублей за 1 м2 в зависимости от наличия или отсутствия отдельного входа. "Безоговорочным плюсом является близость к Невскому проспекту, хорошая транспортная доступность, колоссальный пешеходный трафик, однако не стоит забывать, что основная целевая аудитория - молодежь", - заключает Михаил Рожко. Сам Андрей Федотов добавляет, что опасения относительно того, как будет вести себя ночная публика, у него есть, но попытки выставить у входа охрану или швейцара, по опыту, приводят к обратному результату: видя "барьер", пьяные прохожие становятся только более агрессивными. "У нас есть тревожная кнопка, неподалеку пост милиции, - говорит ресторатор. - Будем отпугивать нежелательную публику освещением и в целом атмосферой, отличной от той, что на другом конце улицы".
Владелец "Барслона" уверяет, что, несмотря на то что срок окупаемости вложений в общепите вырос с 1-2 до 4-5 лет, в кризисное время стоит вкладывать средства именно в бизнес, а не хранить на счетах. И, очевидно, многие петербургские рестораторы с ним согласны: несмотря на снижение объема рынка, которое длится уже более 2 лет, в городе продолжают открываться 30-40 заведений в месяц. Но если в 2011-2012 годах рестораторы осваивали новые места, сейчас кафе и рестораны чаще всего въезжают в помещения, в которых не смогли удержаться их предшественники. Объем петербургского рынка общепита в первом полугодии 2015 года составил 27,2 млрд рублей, 94% от показателя прошлого года. А тот, в свою очередь, - 95% от выручки за тот же период 2013 года. Александр Казанский, директор петербургского филиала Уральского банка реконструкции и развития рассказывает, что в Петербурге под ударом кризиса оказались разные сферы малого бизнеса, но в случае с рестораторами объяснить это можно не столько влиянием макроэкономики, сколько санкциями и падением спроса. «Интересно, что в ресторанном бизнесе, который не испытывает существенного влияния каких-то крупных игроков, также ощутимо снизилась выручка – рассуждает эксперт. - Думаю, что следующие полтора года рынок будет находиться в состоянии стагнации, оживление в сфере малого и среднего бизнеса можно ожидать не раньше 2017 года».
Читайте также:
Новость
На Маяковского открывается рыбный ресторан
Тем не менее, в барном и винном сегменте этой осенью открываются заведения Jawsspot и Port на ул. Маяковского, Prosto Vino на Итальянской, Punk Brew на ул. Рубинштейна, Pacman на Конюшенной пл., третья точка бара "Бюро" на Васильевском острове и др. Совладелец бара "Бюро", который открылся на месте разорившегося из-за кризиса магазина шуб, Артем Хватов рассказывает, что строить бар в кризис стало дороже примерно на 30% - в основном из-за падения рубля. "Оборудование и материалы все равно приходится закупать за рубежом, и подорожало буквально все: древесина, плитка, отделочные материалы, - говорит предприниматель. - Но ресторанный бизнес все равно остается прибыльным и выгодным, просто срок окупаемости стал немного длиннее".