Редактор "ДП" Александр Сологуб о том, что нужно изменить в транспортной системе Петербурга.
В
Смольном
собираются сменить главу
комитета по транспорту. Поговаривают, что нынешний его председатель Александр Воробьев ушел в отпуск, написав перед этим заявление об уходе. Но вряд ли простой сменой руководителя удастся решить главную проблему городского транспорта — сокращение перевозок. Тут надо менять саму суть этого органа власти. Пусть он занимается организацией рационального перемещения граждан и товаров по городу. И для начала можно было бы переименовать комитет по транспорту в комитет по логистике. Сегодня же комитет занимается чем угодно, только не этим, грузовой транспорт даже не входит в его компетенцию. Огромные бюджетные средства чиновники тратят на закупку подвижного состава, использование которого ничего, кроме убытков, городской казне не приносит. А это в корне неправильная, даже вредная для экономики политика.
Возвращаясь с прошедшей в минувшую пятницу транспортной коллегии, наблюдал, как дорогущий трехсекционный трамвай еле–еле везет сквозь пробку меньше 20 пассажиров. За одно такое транспортное средство Смольный выкладывает почти 100 млн рублей. На эту сумму можно приобрести с десяток автобусов большой вместимости. Тем более что автобусных маршрутов сегодня значительно больше, чем трамвайных. Хотя 20 лет назад трамваи больше всех перевозили пассажиров, а теперь их доля упала ниже 10% от совокупного пассажиропотока гортранспорта. У Смольного до сих пор нет четкого представления, как развивать этот вид транспорта: в центре трамвайные пути почти везде убрали, а новых нигде не проложили. Хотя трамвай может стать прекрасной альтернативой любому виду наземного транспорта в спальных районах, на окраинах города.
Сегодня единственный вид городского транспорта, спрос на услуги которого растет, — автобусы. Даже метрополитен теряет пассажиров. За 9 месяцев этого года он перевез на 15 млн человек меньше, чем за тот же период 2014 года. По мнению первого зампредседателя комитета по транспорту Елены Осинцевой (она, кстати, может стать новым главой комитета) пассажиропоток в метро сокращается, в частности, из–за увеличения доли автовладельцев. Весьма спорное утверждение, скорее попытка переложить ответственность на кого–то. Спрос на автомобили в Петербурге падает уже второй год подряд. Да и в прежние годы, когда автомобилей продавалось значительно больше, пассажиропоток в метро не падал на столь внушительную величину.
Падение пассажиропотока в метро скорее объясняется снижением благосостояния петербуржцев, которые стали существенно меньше летать за границу. А до аэропорта горожане в основном добираются на метро и на автобусах. Впрочем, долгосрочный тренд Елена Осинцева определила верно. При существующей системе организации общественного транспорта все больше граждан будут отдавать предпочтение личному транспорту, а не общественному. Как ни странно, но личный транспорт в Петербурге не только быстрее и комфортнее, но и зачастую дешевле общественного.
Этот тренд будет сохраняться до тех пор, пока чиновники всерьез не задумаются как лучше, быстрее, комфортнее и дешевле доставлять людей от дома к месту работы и отдыха.