Борьба с перевесом на дорогах Ленобласти ввергла в убытки поставщиков стройматериалов и одновременно повысила прибыль грузоперевозчиков. Помимо сокращения прямых расходов, они сэкономят 7–8 млрд рублей в год на неформальных платежах за перевес.
Вконце сентября сотрудники
Ространснадзора
при поддержке инспекторов ГИБДД, вооружившись весами, вышли на дороги Ленобласти проверять исполнение федерального закона "Об автомобильных дорогах и об автомобильной деятельности". Он, в частности, запрещает грузовикам с превышением допустимой массы перемещаться по нашим дорогам. Считается, что тяжеловесы наносят непоправимый вред дорожному полотну. За превышение допустимой массы полагается штраф до 500 тыс. рублей (на восстановление дорог). Но если раньше за перевес отвечал лишь перевозчик, то теперь штрафовать начали и грузоотправителей, которые загружают машины.
Как говорят почти все опрошенные "ДП" предприниматели, раньше можно было урегулировать вопрос неформально, но этой осенью, когда беспощадная борьба с перевесом началась по всей стране, неформальные договоренности перестали действовать. "Мы просто перестали получать от наших информаторов sms о том, где и в какое время будут стоять передвижные посты", — говорит один из перевозчиков. Борьба с перевесом — прелюдия к введению платы за проезд большегрузов по федеральным трассам, которую начнут взимать с 15 ноября. Но, как выяснил "ДП", эффективность бизнеса перевозчиков, сбросивших лишний вес, выросла, а значит, и плата за проезд уже ударит по ним не так сильно.
Негибкие заказчики
Зато владельцев нерудных карьеров борьба с перевесом ввергла в убытки. "Мы получили штрафов на 30 млн рублей. Практически на всех дорогах стояли посты весового контроля, объехать их было невозможно, — говорит сотрудник одного из карьеров. — Мы притормозили с отгрузкой, но быстро сообразили, что остановить ее — это неисполнение контрактов и еще большие убытки. Тогда начали грузить автомобили по букве закона и ни грамма больше, а это в 2–2,5 раза меньший объем. Приходится платить перевозчику за два рейса вместо одного".
Перевозчики впали в эйфорию — в считаные дни их бизнес стал заметно эффективнее. Количество оплачиваемых грузоотправителями рейсов автоматически удвоилось, тарифы тоже выросли почти вдвое, а прямые расходы, в частности на топливо, заметно сократились вследствие снижения веса грузовиков. В результате даже рентабельность подросла.
К этому еще можно прибавить экономию на неформальных расходах. "Если сложившаяся ситуация сохранится хотя бы до начала 2016 года, то мы расширим парк грузовиков", — говорит специалист по логистике компании "Генподряд" Ирина Ефимова.
Зато транспортные расходы грузоотправителей, прежде всего поставщиков песка, щебенки и других стройматериалов, выросли в 2 раза, что привело к удорожанию готовой продукции. "В целом стоимость продукции (асфальт и бетон) выросла на 10–15%", — подсчитал Владимир Паршин, директор по логистике ГК "Беатон".
В наиболее сложной ситуации оказались поставщики, работающие по госконтрактам. Возможности повысить цену у них нет, приходится записывать себе в убыток возросшие транспортные расходы и выписанные штрафы. "Нам приходится компенсировать часть затрат на грузоперевозки, потому что наши заказчики ограничены размерами контрактов и не могут увеличить долю расходов, предусмотренных на закупку стройматериалов", — сетует Владимир Калинин, генеральный директор АБЗ–1 (крупнейший поставщик асфальта в Петербурге).
Негосударственные заказчики оказались более гибкими и согласились доплатить.
Креативный обход
Оправившись от неожиданного потрясения, некоторые владельцы нерудных карьеров ответили на борьбу с перевесом регистрацией фирм–прокладок, через которые стали пропускать заказы на доставку стройматериалов. Задумка, по словам собеседников "ДП", заключается в том, чтобы вывести из–под удара основную фирму — штрафы будут выписывать на однодневку, которая когда–нибудь их оплатит.
Некоторые карьеры даже попытались заключить с заказчиками допсоглашения к договорам, по которым заказчик должен оплачивать штраф за перевес. Но эта инициатива не увенчалась успехом. Другие грузоотправители пытались не давать перевозчику документы, в которых указывались реквизиты продавца, чтобы надзорные органы не могли выписать штраф. Но в этом случае груз вместе с автомобилем попадал на штрафстоянку, что в итоге оборачивалось большими потерями.
На запрос "ДП" в Ространснадзоре и ГИБДД не ответили.
Возьмите деньги
Хотя многие автомобилисты знают, что больше всего разрушаются не те дороги, по которым ходят грузовики, а те, по которым с высокой скоростью движется плотный поток легковушек, власти все–таки планомерно борются с большегрузами. И это омрачает настроение перевозчиков.
"Пока мы идем примерно на уровне прошлого года. Но дальше будет хуже. Спрос на жилье упал примерно на 50%. Количество нулевых циклов на следующий год запланировано на 40% меньше, чем в этом году. А значит, неизбежен спад спроса на стройматериалы", — предполагает гендиректор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев.
По его мнению, оптимальным был бы вариант не штрафовать предпринимателей, а, например, продавать разрешения ездить с перевесом за 20 тыс. рублей в месяц, а если нет разрешения, то штрафовать. "Региональные власти очень сильно удивились бы вырученной за разрешения сумме, — предполагает Андрей Мукосеев. — Мы готовы платить официально в бюджет региона за право ездить с перевесом. Полагаю, что в этом случае регионы получат значительно больше средств, чем заработают на штрафах, и смогут направить собранные средства на ремонт и строительство дорог".
Кроме того, за причиняемый федеральным дорогам вред с середины ноября владельцы грузовиков (свыше 12 т) начнут платить в казну по 3,73 рубля за каждый километр. Росавтодор планирует собрать с перевозчиков 50 млрд рублей в год. Логично предположить, что усиленная борьба с перевесом стала подготовкой к введению платы за проезд. Теперь получается, что перевозчик, вынужденный выполнять два рейса вместо одного, заплатит за проезд по трассе дважды. Перевозчики скупо комментируют грядущую новацию. Они пока не оценили в полной мере все затраты.
Им предстоит внести аванс на банковский счет, с которого автоматизированная система взимания платы, названная почему–то "Платон", будет списывать деньги за проезд по федеральной трассе. И здесь бизнесменов могут ждать различные сюрпризы. Впрочем, как и надзорные органы — некоторые предприниматели уже озадачились, как стать для автоматизированной системы невидимыми.
“
В целом нас ситуация устраивает. Мы завалены заказами. Доходы растут. Большинство наших контрагентов согласились закупать стройматериалы по новым, более высоким ставкам. Сложнее с госзаказчиками. Они не могут увеличить цену, и мы вынуждены выполнять работу в минус, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Рассматриваем возможность расширить парк машин, но это вопрос не сегодняшнего дня, надо понаблюдать, как будет развиваться ситуация. Полагаю, что в ближайшие месяцы все стабилизируется.
Ольга Галанина
генеральный директор ООО "Неруд24"
“
Даже соблюдая весовые параметры, мы не можем быть застрахованы от штрафа. Мы можем поставлять теперь вдвое меньший объем в сутки. Повысили расценки на свою продукцию на 50%. В результате происходит перераспределение географии поставок. Мы находимся на севере Петербурга. Поставки в этой части города выходят по приемлемым ценам, а вот стоимость поставок на юг взлетела до небес. Из–за этого южные заказчики отказываются от наших поставок. Но их потерю мы компенсировали новыми клиентами с севера.
Алексей Албогачиев
Начальник Коммерческого Отдела Цби