Журналист Андрей Архангельский — о фильме "Душа шпиона".
Нет ничего лучше старого доброго шпионского фильма — для отдыха; зрителям нравится, когда кто-то живет чужой жизнью, обманывая других, — во имя высокой цели. Правда, в последнее время шпионские фильмы не про подкуп или шифровки, а про аморальность самой профессии. Фильм "Душа шпиона" учитывает новые тренды — тут тоже о том, как шпиону приходится принимать "человеческие решения". Также это попытка задать новые стандарты шпионского фильма — как в СССР, но с некоторой долей иронии. Фильм создан по мотивам романа разведчика и писателя Михаила Любимова "Жизнь и приключения Алекса Уилки, шпиона" ("И ад следовал за ним", 1990). Бортко перенес действие фильма в наши дни, справедливо полагая, что тема предательства (а главный антигерой — "крыса" внутри русской разведки — списан, по словам Любимова, с советского перебежчика Олега Гордиевского) — вечная тема. Это действительно вечная тема, но можно было бы в таком случае осовременить детали.
Однако этого не случилось. Поэтому член британского парламента (Малькольм Макдауэлл), помогающий русскому агенту из идейных соображений, произносит монолог во славу социализма на фоне монумента Маркса ("В России временное помутнение, западная экономика движется к краху, западный путь ведет к гибели…"). А российский шпион (Андрей Чернышов), работающий в Лондоне под прикрытием, живет в современном хай-тек-гнездышке, но при этом использует в качестве контейнера для передачи шифровок спичечный коробок, а сами шифровки представляют собой знакомый нам еще по "Семнадцати мгновениям весны" набор цифр столбиком на бумаге. И их по-прежнему сжигают на медленном огне и смывают в унитаз. А врага оглушают пустой бутылкой из-под коньяка.
Все это создает уже не контролируемый комический эффект: ого, думаешь? надо же, как все запущено. Но кто знает — может быть, это и есть, напротив, самый надежный способ передачи секретной информации в век Интернета и мобильной связи?..
Зато эстонцы в фильме упоминаются аж 2 раза. Для непосвященных скажем: уже лет шесть–семь это такой стандарт патриотического фильма: там обязательно есть представитель Эстонии, который люто ненавидит Россию (перечислим навскидку — "Родина" Павла Лунгина, "Исаев" Сергея Урсуляка, 32-серийный сериал "Ленинград 46"…). Антигерой (Федор Бондарчук) танцует с женой под песню Аллы Пугачевой "Любовь, похожая на сон", а его сын читает отрывок из поэмы Лермонтова. Скажем так — довольно архаичное представление о современном быте и вкусах русских разведчиков.
Читайте также:
Кино
Рецензия на фильм "Франкофония"
Впрочем, может быть, это тоже сарказм — песня Пугачевой, стихотворение Лермонтова, и заодно насчет спичечного коробка — тоже?..
Помимо идеи, что настоящий разведчик не предает родину ни при каких обстоятельствах, тут есть еще, кажется, одна. Главные враги — "крысы" — по-прежнему внутри системы. Те, кто хочет продать нашу родину. Причем на самом верху. В самом сердце. Окопались в московских сталинских высотках, демонстрируют лояльность, стихи читают — а сами думают о том, как родину подороже продать. Эта мысль, впрочем, тоже не нова, и мы ее часто слышим от тех, кого принято называть патриотами левого толка.
…А технику шпионскую все-таки неплохо было бы обновить, прямо даже неловко перед Западом.