Владелец "Северстали" и акционер банка "Россия" Алексей Мордашов может стать партнером владельца группы "Кировский завод" Георгия Семененко, выкупив часть допэмиссии акций ЗАО "КировТЭК" — ключевого поставщика оборудования.
Алексей Мордашов
и государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) могут войти в капитал энергетической "дочки" Кировского завода Георгия Семененко — ЗАО "КировТЭК".
Помимо электро–, тепло– и водоснабжения эта компания занимается изготовлением паротурбинных установок (ПТУ) для атомных ледоколов, строящихся на Балтийском заводе. На базе ЗАО предполагается создать объединенный испытательный стенд стоимостью 1,5–2 млрд рублей для проверки работоспособности ПТУ. Собственных средств на реализацию этого проекта группе "Кировский завод" не хватает. В качестве альтернативного источника финансирования в ОСК изучают возможность дополнительной эмиссии акций ЗАО "КировТЭК".
Предполагается, что бумаги выкупят "Силовые машины" Алексея Мордашова, ОСК и сама группа "Кировский завод". В каких пропорциях партнеры поделят акции, пока не решено. Георгий Семененко не отрицает существование таких планов, но вдаваться в детали сделки не стал, отметив, что в случае допэмиссии хочет сохранить контроль над обществом. "Участвовать в обществе с меньшей долей можно только в специфических случаях", — говорит владелец Кировского завода.
Есть риск, что сохранить контроль над предприятием ему не удастся. Источники "ДП" полагают, что контрольный пакет акций в результате допэмиссии может достаться все же Алексею Мордашову, совладельцу банка "Россия", являющегося основным кредитором группы "Кировский завод". "Мы ведем разные переговоры по многим сделкам, но по этому вопросу на нас пока никто не выходил", — заявили в "Силовых машинах". В ОСК на запрос "ДП" не ответили.
А между тем от создания испытательного стенда сильно зависит ход строительства атомных ледоколов. "Перспективы строительства паротурбинных установок обсуждались в минувшую пятницу в ОСК. Это одна из главных проблем сегодня, из–за которой ледоколы могут быть не сданы в срок", — рассказал "ДП" источник в отрасли, знакомый с ситуацией. По его словам, предполагалось, что ПТУ стоимостью 2,7 млрд рублей для головного атомохода (ЛК–60 "Арктика") прибудет на Балтзавод в феврале 2016 года, но сейчас уже ясно, что этот срок вряд ли будет выдержан.
По самым пессимистичным оценкам, ПТУ пройдет испытания и будет установлена на ледоколе в I квартале 2017 года.
Стендовые споры
В судостроительной корпорации сейчас энергично ищут решение, как привлечь деньги на создание испытательного стенда. "Кировский завод в советские времена изготавливал паротурбинные установки почти для всех наших ледоколов, но с тех пор производственная база разрушилась, ее надо восстанавливать", — отметил один из петербургских судостроителей.
В свою очередь Георгий Семененко заявил, что восстанавливать ничего не надо, все есть, надо только улучшить производственную базу. По словам главы группы, в улучшение мощностей необходимо инвестировать 1,5–2 млрд рублей. Привлечь банковское финансирование группе сложно, так как ОСК не подписывает с ней контракты на изготовление ПТУ для двух серийных ледоколов. А эти заказы могли бы стать для банков гарантией возврата средств. Но в ОСК, по словам источника "ДП", опасаются, что потом Кировскому заводу может не хватить средств на изготовление установок с учетом дополнительных расходов по банковским кредитам. Первая ПТУ, по словам Георгия Семененко, почти готова.
"Да, действительно, почти готова, — подтверждает один из судостроителей, — осталось только основные ее части привезти в Петербург и установить на стенде, которого пока нет".
По его словам, ПТУ для строящегося ледокола "Арктика" на добрую половину состоит из компонентов, которые изготовил не победитель конкурса ЗАО "Киров–Энергомаш", а Уральский турбинный завод (УТЗ).
УТЗ, который входит в группу "Ренова" Виктора Вексельберга, готов создать испытательный стенд целиком при условии, что сумма контракта на следующие установки будет увеличена на 300–400 млн рублей. Но этот вариант, по словам собеседника "ДП", не воодушевляет ОСК, потому что из Екатеринбурга стенды слишком далеко везти.
В свою очередь, входящий в концерн "Силовые машины" Алексея Мордашова Калужский турбинный завод (КТЗ), боровшийся с Кировским заводом за контракт на первую ПТУ, тоже готов создать стенд. Однако, как рассказал источник "ДП", эта идея тоже пришлась ОСК не по нраву, так как ее реализация потребует длительных технологических доработок.
Сдвиг вправо
Между тем проблемы возникли и с другим оборудованием ледокола. В частности, ФГУП "Крыловский государственный научный центр", подрядившееся поставить для ледокола систему электродвижения за 3,5 млрд рублей, может не успеть привезти оборудование до конца навигации, то есть до 1 декабря 2015 года.
Крыловский центр заказал изготовление генератора и электродвигателей на заводе "НИПТИЭМ" (Научно–исследовательский проектно–конструкторский и технологический институт электромашиностроения) во Владимире за 600 млн рублей. На выполнение контракта владимирский НИИ привлек кредит банка "Санкт–Петербург" на 300 млн рублей под залог выручки. Но, поскольку это первый случай, когда систему электродвижения полностью делают российские предприятия (ранее эти работы выполняли концерны GM или Siemens), процесс идет не быстро. Как сообщил источник, знакомый с этим контрактом, срок поставки главного генератора истек еще в мае 2015 года. В свою очередь, Крыловский центр должен довезти оборудование на завод до конца ноября. В НИПТИЭМ на вопрос "ДП" о причинах задержки не ответили.
"У Крыловского центра осталось совсем мало времени, чтобы уложиться в срок поставки главного генератора, — говорит один из топ–менеджеров Балтзавода, пожелавший сохранить инкогнито. — В противном случае будет выставлена неустойка". Источник уточняет, что взаимоотношения Крыловского центра с его субподрядчиками — это проблема исключительно самого Крыловского центра, а не Балтийского завода: "Оборудование должно быть поставлено вовремя. Но цель — не взыскать штраф, а достроить вовремя ледокол".
Дело в том, что монтаж генератора на ледокол должен производиться еще на стапеле. Соответственно, задержка поставки может сдвинуть и срок спуска корпуса атомохода на воду. Возможно, именно с этим связан перенос спуска на воду ледокола с 15 ноября 2015 года (как было предусмотрено контрактом) на 26 мая 2016 года. В августе 2015 года, когда Балтийский завод объявил об этом, перенос объяснялся желанием совместить торжественный спуск с празднованием 160–летия предприятия.
“
Изготовление паротурбинной установки задерживается не только из–за неготовности испытательного стенда на Кировском заводе, но и по другим причинам. Отставание примерно на год. Какой сейчас точно официальный срок, не скажу, возможно, его уже перенесли. Но помню — планировали сдать установку к июню 2016 года. Чтобы успеть к этому сроку, нужно уже сейчас начинать испытания, которые должны длиться примерно полгода. А мы знаем, что ни стенд, ни турбина не готовы. Возможно, испытания начнутся в первой половине следующего года. Вот и считайте, когда может быть сдана ПТУ.
Валерий Венков
экс–директор ОАО "Балтийский завод", советник генерального директора по судостроению Крыловского центра
“
Мы осматривали стенд на Кировском заводе, ремонт начался, но посадочного места для турбины пока нет. К тому же стенд находится далеко от воды, нужно подавать охлаждающую жидкость, но трубы обрезаны. Работы достаточно. Крайне важно доделать этот стенд. Других таких в стране нет. На КТЗ нет особого смысла создавать такое оборудование, там недостаточно мощности. Например, установку для ПАТЭС "Академик Ломоносов" испытывали на 5–7% мощности. Но, когда речь идет о ледоколе, важно провести испытания на полную мощность. Здесь недоработка может обернуться трагедией.
Олег Квасников
Начальник Отдела Сервисного Обеспечения Проектов Крыловского Центра