Директор интернет–магазина "220 Вольт" Леонид Довладбегян о том, почему государству лучше не вмешиваться в работу ретейлеров.
Классическая либеральная теория экономистов XIX века сменилась социал–либерализмом в XX веке. Так и в современной России: после праздника абсолютной экономической свободы 1990–х государство начинает все активнее вмешиваться в бизнес.
Оставим за скобками вопросы, связанные с национальной безопасностью, политическими интересами и т. п. Хорошо ли это с точки зрения экономики? Думаю, что нет, и вот почему. У нас много и часто говорят о господдержке бизнеса, и не так давно мы видели прекрасный пример: "Аэрофлот" и "Трансаэро". Да, "Аэрофлот" в итоге отказался от покупки, но они всерьез задумывались об этом.
Стали бы лучше услуги "Аэрофлота", если бы он купил конкурента за рубль? Сомневаюсь. В отсутствие конкурентной борьбы станут ли дешевле билеты на российском рынке? Скорее всего, нет. Не менее важный вопрос: как будут строить бизнес остальные участники рынка, понимая, что есть ряд компаний, которые находятся в заведомо привилегированном положении? Такую ситуацию мы наблюдаем в целом ряде отраслей, которые считаются стратегическими.
В тех же отраслях, до которых государство еще не дошло, ситуация другая. К примеру, в России вполне конкурентоспособный на мировом уровне ретейл. Почему сюда не пришел Walmart? Потому что у нас есть игроки с сильнейшей логистикой — "Магнит" и Х5. Как–то раз я проводил собеседование с бывшим сотрудником Walmart. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что одно из основных средств мерчандайзинга в Walmart — MS Excel. А мы пишем свое ПО. Есть пример отрасли DIY с вековыми традициями, которых никогда не было в России. Этот вакуум заполнила "Леруа Мерлен". И вот мы имеем две совершенно разные подотрасли внутри ретейла — food–ретейл и DIY. В одной царят российские игроки, в другой — зарубежные, но обе максимально клиентоориентированны. Если сравнить современные российские супермаркеты с западными, различий почти не будет. Возможно, они есть в качестве продуктов, но не в обслуживании.
Более того, мы дошли до того, что в российском e–commerce стало сложно работать из–за избыточно высокого уровня сервиса. Клиенты хотят доставку в тот же день и оплату наличными по факту, в то время как покупатели Amazon предоплачивают заказ картой и ждут доставки 5 дней. Для бизнеса это большая нагрузка, но клиенту, конечно, удобно. Так сложилось из–за положительных условий для конкуренции.
Клиентоориентированными становятся отрасли, в которые не вмешивается государство — ни с регулированием, ни с так называемой поддержкой. В конечном итоге выигрывает от этого потребитель. Сейчас государство ставит перед собой задачу зарегулировать все отрасли, в частности ретейл и e–commerce. Например, в продуктовом ретейле уже были попытки административного регулирования цен. Но из этого, конечно, ничего не вышло — они как менялись в зависимости от курса, так и меняются. Мы видели господдержку в авиапроме. Нужна ли она нам в ретейле? Нет, спасибо. Поэтому ВТБ может не поддерживать малый бизнес. Но лучше бы ему и не мешать.