Чиновники подсчитали, сколько готовы выделить на государственные продуктовые карточки малоимущим — "максимум 70 млрд рублей". Но это только в первый год работы программы, ее объем может расти. Такие программы — это госпомощь не столько беднякам, сколько магазинам и поставщикам, и за господдержку вполне найдется кому побороться.
Правительство России собирается вводить продуктовые карточки для малоимущих. По расчетам Минпромторга, на это понадобится 70 млрд рублей. Максимум 70 млрд, уточнили в министерстве. "По нашим расчетам, потенциальными получателями средств по программе смогут быть 20 млн человек", — цитирует РИА Новости представителя ведомства Александра Лифинцева.
Надо сказать, что не далее как в конце сентября заместитель министра Виктор Евтухов на форуме Retail Business Russia уже говорил о программе и сообщал, что по предварительным расчетам участниками программы станут 15-16 млн человек. А необходимо для нее 240 млрд рублей. То есть чуть более чем за месяц количество малоимущих, по подсчетам Минпромторга, выросло миллионов на пять, а объем помощи, которую готово выделить государство, наоборот сократился в три с небольшим раза.
Может быть, конечно, заместитель министра имел в виду общие затраты на внедрение программы. Ведь для этого понадобится выпустить карты, подключить магазины к "центральной процессинговой системе программы" — только в таких магазинах можно будет купить продукты по социальной карте — и провести масштабную информационную кампанию. Но тогда получается, что расходы на создание программы будут вдвое больше самой программы. А с учетом российской специфики, в итоге может оказаться и втрое.
С другой стороны, а что делать? Вот и Александр Лифинцев с некоторой тревогой отмечает, что не все нуждающиеся россияне смогут в первый же год воспользоваться программой. Просто потому, что "не все будут об этом знать", простодушно отмечает он. В Минпромторге подсчитали даже, что только 25% малоимущих обратятся за карточками в первый год. Возможно, на этом расчете и строится уменьшение объема программы. Другими словами, карточки правительство просто не даст всем сразу, а даст только четверти нуждающихся, предложив остальным потерпеть.
Средняя субсидия на члена домохозяйства, по словам Александра Лифинцева, составит 1,4 тыс. рублей в месяц. Если взять четверть от расчетных 20 млн человек, то на 5 млн будет приходиться 7 млрд рублей в месяц, или 84 млрд в год. Уже с ходу видно, что объем помощи придется увеличивать. На 20 млн человек понадобится в теории уже 336 млрд рублей, нужна будет индексация.
Здесь чиновник наверняка ошибается: как только в России появляется что-нибудь бесплатное, об этом сразу узнают даже те, кому бесплатного по идее не полагается. Но все-таки информационная кампания, безусловно, нужна. Особенно в отдаленных регионах, где в основном малоимущие и живут. Как правило, это деревни, где нет ни детских садов, ни школ, ни больниц. А ведь сельпо и автолавки в тех краях необходимо будет подключать к единой процессинговой системе. Поэтому, видимо, им-то и придется подождать. Все равно карточки им без подключенных магазинов не нужны.
Кстати, первый год работы программы — это 2017 год. Во что превратится покупательная способность рубля к тому времени, сказать сложно. Не говоря уже о количестве малоимущих. Потому что в последнее время оно растет весьма быстро. За последние 2 года — вдвое. Если в 2013 году Росстат насчитывал в России 12,5 млн человек за чертой бедности, то сейчас около 23 млн человек. Это люди с доходами ниже прожиточного минимума, сейчас это 10 тыс. рублей.
По большому счету, программа продовольственных карточек — это не столько помощь беднякам, сколько помощь магазинам, стимулирование спроса и импортозамещения. То есть 70 млрд рублей — это та сумма, на которую государство фактически собирается купить продуктов для населения, передать их из бюджета в магазины. Ранее чиновники неоднократно отмечали, что купить на пособие можно будет только товары отечественного производителя, причем скоропортящиеся, типа молока или яиц.
Сумма эта не очень большая. Оборот розничной торговли продуктами в стране исчисляется триллионами. Зарабатывать на господдержке смогут, как всегда в таких случаях, не все участники рынка, а только соответствующие каким-нибудь условиям. Для самых крупных сетей 70 млрд, наверное, будет не так чтобы жизненно интересно. Но, с другой стороны, это все-таки немало, и, к примеру, для региональных сетей — может быть, даже специально под это дело созданных при участии властей — вполне приличный объем. К тому же, учитывая перспективы роста малоимущих, программа наверняка, будучи раз принята, в дальнейшем будет набирать обороты.