За производительность труда борется вся страна, пытаясь догнать мировых лидеров по этому показателю. Пока результаты мало радуют даже президента, но предприятия вместе со своими HR–отделами не опускают руки.
Низкая производительность труда в России — притча во языцех. Много лет по этому показателю россияне плетутся в хвосте мировых держав. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, производительность российского работника в 2014 г. составила $25,9 в час, в Германии — $62,3, в США — $67,4. Предпринимаемые попытки догнать и перегнать лидеров пока проваливаются. Это признает даже российский президент, который в 2015 г. заявил, что по итогам прошлого года производительность выросла всего на 0,5%, в то время как ему пару лет назад виделся рост не менее чем на 5–6% в год (в 2012 г. производительность труда в России выросла на 3,1%).
Многообразие средств
Несмотря на неудачи, кризис и инвестиционный спад, каждая конкретная компания все равно продолжает бороться за повышение показателя у себя на производстве. В конце концов речь идет об их финансовом благосостоянии. Как выясняется, каждая компания делает это по–своему. В Tablogix (международный логистический оператор) производительность труда каждого сотрудника измеряют с помощью автоматизированной системы учета, которую сами и разработали. "Система учета индивидуальной производительности труда импортирует данные из системы управления складом (WMS, Warehouse Management System) о количестве выполненных каждым сотрудником заданий за указанное время. Основываясь на этих данных, вычисляется значение производительности сотрудника ежечасно, ежедневно, еженедельно и ежемесячно", — объясняет начальник склада Tablogix Екатерина Трофимова. Полученные данные ложатся в основу расчетов справедливого стимулирования для линейного персонала складов.
Для оценки эффективности труда производственного персонала фабрики "Петро" компании JTI ее руководство использует технологию Production assesment system. По словам директора службы управления персоналом компании Дарьи Андреевой, если раньше денежная компенсация была привязана к итогу работы всей смены, из–за чего личные достижения сотрудника растворялись в общекомандных и процент премии был для всех одинаков, то новая технология позволяет оценивать личный вклад работника. Сотрудники видят влияние своих действий на размер премии. "За год средний размер премии увеличился на 4,5%, размер премии лучших сотрудников — на 8,3%. Увеличилась и средняя эффективность работы на фабрике: за последний год она выросла на 9%. Личная эффективность персонала увеличилась на 4%", — рассказывает Дарья Андреева.
Эксперты говорят, что подобные инструменты — довольно эффективный способ повысить производительность, так как улучшают дисциплину работников, но есть и минусы — денежные и временные затраты на приобретение или разработку автоматизированный системы, на ее внедрение, а кроме того, сами работники поначалу плохо воспринимают тотальный контроль за своей работой. Так что многие компании обходятся другими средствами. К примеру, в "ТехноНИКОЛЬ" в подразделении "Минеральная изоляция" считают главным китом производительности мотивацию.
По словам HR–директора Екатерины Сорокиной, речь идет о "мотивации через коммуникации" и "мотивации через возможности". Под первой подразумеваются официальные коммуникации (понимание каждым своего вклада в общее дело) и неформальные (корпоративы, тимбилдинг и пр.). Под второй — возможность сотрудника вносить свои предложения и коррективы по улучшению производительности собственного подразделения. Екатерина Сорокина уверяет, что это работает, но цифры не уточняет. На комбинате "СВЕЗА Усть–Ижора" тоже делают ставку на коммуникации. Здесь, как рассказывает ее руководитель Святослав Сарсон, ежемесячно каждый сотрудник персонально встречается с боссом и узнает свою оценку за эффективность. А в Cognitive Tecnologies (ИТ) генеральный директор Андрей Черногоров ввел специальный перерыв, во время которого работники рисуют (на холсте, бумаге или планшете) свои текущие задачи и рабочие переживания под присмотром методиста–педагога из Фонда русского абстрактного искусства.
"В результате подобных упражнений общая производительность труда в компании за 10 месяцев 2015 года увеличилась на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2014–го", — уверяет топ–менеджер.
"Для улучшения производительности труда как офисных сотрудников, так и работников производства, мы также используем систему KPI - ключевых показателей результата деятельности. Целью системы KPI является повышение мотивации и эффективности сотрудников, а значит, и эффективности бизнеса в целом. В условиях экономической нестабильности для нас особенно важна наилучшая продуктивность каждого работника", — отмечает менеджер по персоналу компании Rockwool Russia Антонина Прозорова
"В любом бизнесе эффективность производительности труда во много зависит от системы мотивации сотрудников. Работников всегда необходимо поощрять за хорошие результаты и наказывать за "промахи". В нашем деле эффективность труда так же во многом связана с использованием программы 3D проектирования, которая позволяет накапливать базу знаний и суммировать все наработки в виде библиотеки 3D элементов. Использование уже готовых образцов значительно ускоряет процесс проектирования. Однако создание такой библиотеки занимает долгое время", — рассказывает Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро RUMPU.
Не цель, а средство
Впрочем, высокая производительность — не цель, а средство. "Если изучить список Forbes крупнейших российских компаний, видно, что первые места в нем не совпадают с первыми местами в рейтинге TP–index (результат деления выручки компании на число работников), — рассказывает партнер консалтинг–центра "Шаг" Любовь Горбунова. — То есть умение много зарабатывать еще не гарантирует первые позиции в списке самых высоких по производительности труда компаний. Так, группа "АТЭК", которая обгоняет все компании по эффективности труда, занимает 65–е место по абсолютному доходу в рейтинге Forbes, а "Лукойл" по производительности труда сотрудников занимает только 13–е место". Производительность труда — ключевой, но не единственный фактор роста выручки компании, напоминает эксперт.