Руководитель департамента международных проектов "Прайм Эдвайс" Константин Зиятдинов о том, чем закончится борьба фискальных органов и бизнеса.
Уже почти 2 года продолжаются дискуссии о деофшоризации российской экономики, о том, как вести бизнес в новых реалиях и что делать с имеющимися иностранными структурами и банковскими счетами за границей. И если прошлый год прошел в слухах и догадках, планах и прогнозах, то в этом бизнес и его консультанты обсуждали уже принятый пакет законов, а также налоговую амнистию — прошу заметить, одну из самых мягких в мире! И в силу особенностей российского менталитета, в котором всегда тлеет надежда, что "обойдет стороной", поднялась страшная суета.
Нельзя не заметить, что российские законодатели не придумали ничего нового: почти все мало–мальски развитые страны уже давно внедрили у себя подобные правила, чтобы повальное использование офшоров стало невыгодным для большинства субъектов экономики. Речь идет и о контролируемых иностранных компаниях, и о концепции фактического получателя дохода, и о контроле трансфертных цен, и об идентификации бенефициара, и о других инструментах. Напрашивается простое умозаключение: раз российские фискальные органы подсмотрели методы ужесточения контроля у своих коллег за границей, то и бизнес может воспользоваться опытом зарубежных партнеров.
Но не все оказалось так просто, и как раз за последние 2 года подобные локальные инициативы отдельно взятых стран (или групп стран) перешли на новый, глобальный уровень. При содействии G20 и форума ОЭСР выработан глобальный план действий против размывания налоговой базы и вывода прибыли. Он включает 15 основных шагов, среди которых главный и самый эффективный — автоматизация обмена налоговой информацией.
В ближайшие несколько лет реализация этого плана станет основной головной болью для налоговых консультантов и юристов по всему миру (включая и Россию, поскольку мы точно так же выразили готовность действовать в соответствии с ним). Подготовительная работа уже вовсю идет в крупных корпорациях. Автоматический обмен налоговой информацией сделает сведения о крупных счетах физических лиц в зарубежных банках доступными для отечественных налоговых органов. Правда, произойдет это не ранее 2018 года, есть время перестроиться.
Чем закончится борьба фискальных органов и бизнеса, однозначно сказать не получится. Лично я верю в победу бизнеса, как более мобильного и активного субъекта. Однако уже ясно, что многие схемы структурирования коммерческой деятельности и владения активами либо перестанут работать, либо изменятся. Полноценное использование офшорных и низконалоговых фирм сильно подорожает и останется доступным только для крупных клиентов. Произойдет закат былой славы старых и проверенных офшорных юрисдикций (таких как Британские Виргинские острова, Сейшелы и Белиз), а на сцене международного налогового планирования появятся новые (и забытые старые) звезды. Мы, например, сделали ставку на Сингапур, открыв там офис, и, как показывает опыт, не прогадали.