Компании сокращают расходы на добровольное медицинское страхование. Но этот рынок поддерживают мигранты, которые обязаны устраиваться на работу с ДМС, и клиники, поднимающие цены на свои услуги.
В этом году бизнес стремится сокращать свои затраты, отказываясь в том числе от дополнительных соцгарантий. Спрос на корпоративное добровольное медицинское страхование (ДМС) снижается, отмечают страховые компании.
В Петербурге по итогам первого полугодия рынок ДМС вырос на 1,6%, объем премий составил 6,7 млрд рублей. Страховщики прогнозируют, что по итогам года рынок либо уйдет в ноль, либо покажет рост не более 5%. Это существенно ниже в сравнении с предыдущими годами — последние 4 года рынок стабильно рос примерно на 15% в год.
В
Росгосстрахе
сборы по ДМС по итогам полугодия выросли на 15,7%, сборы "АльфаСтрахования" за 9 месяцев увеличились на 5,5%, сборы СОГАЗа, лидера на рынке ДМС Петербурга, показали нулевой рост за 9 месяцев, "Ренессанс Страхование" заявило о росте сборов в Петербурге на 11,6%, а ВСК заявляет, что собрала в Петербурге за 9 месяцев в 3 раза больше премий, чем в прошлом году. Рост сборов "РЕСО–Гарантия" при этом составил 4,37%.
Обманчивый рост
"При сохранении объемов рынка на уровне прошлого года реальное количество застрахованных по ДМС падает, либо сокращаются сами страховые программы. Сохранение объема премий во многом обусловлено повышением стоимости самих программ", — объясняет Владимир Храбрых, директор филиала СПАО "Ингосстрах" в Петербурге.
Рынок демонстрирует рост объема сборов из–за удорожания медицинских услуг и благодаря крупным клиентам, которые не отказываются от ДМС и также составляют основную массу сборов, обобщают игроки рынка.
"О сокращении рынка ДМС речи не идет, это один из самых быстрорастущих сегментов корпоративного страхования. Причины такого роста — компенсация роста расценок медучреждений, а также увеличение обращаемости пациентов за медицинской помощью (обычное явление, характерное для периодов рецессий и кризисов)", — говорит Владимир Тиняков, вице–президент группы "Ренессанс Страхование".
В свою очередь, количество выданных полисов в Петербурге, по его словам, растет за счет ДМС мигрантов, которых в этом году обязали покупать ДМС при устройстве на работу, однако лицо рынка определяет корпоративный сегмент.
Если бы не новые ниши по страхованию мигрантов, то рынок ДМС ушел бы в минус, уверен Евгений Дубенский, директор филиала "Северо–Западная дирекция" ОАО СК "Альянс". В то же время с осени поток мигрантов сократился, что определило тенденцию на снижение количества выдач, заметил директор петербургского филиала САО "ВСК" Владимир Пыстин.
Без массажей и стоматологов
Чаще всего сокращают бюджеты на ДМС банки и лизинговые компании, а у предприятий с госучастием ничего в этом плане не изменилось, отмечают страховщики.
Уже есть случаи, когда компании совсем отказываются от этого вида страхования, говорит Алексей Кузнецов, генеральный директор СК "Капитал–полис". Но пока это случается крайне редко.
Чтобы удержать клиентов, страховщики готовы пойти им навстречу и предлагают множество способов оптимизации страховых пакетов в целях снижения стоимости полисов для сотрудников клиента. Например, в их числе отказ от дорогих лечебных учреждений. В этом случае работнику часто дают возможность самостоятельно расширить программы страхования за счет покупки дополнительного полиса (например, с расширенным перечнем медучреждений или на случай возникновения критических заболеваний). Также все чаще лишают ДМС сотрудников со стажем работы менее 1 года, отмечают в ВСК.
Кроме того, возможна страховка с небольшой франшизой, когда застрахованный при обращении в клинику должен оплачивать часть стоимости полученных услуг самостоятельно. До 40% корпоративных клиентов пересматривают состав программ ДМС. В таком случае в первую очередь, по словам страховщиков, отказываются от неограниченных массажей, физиотерапии, частых ПЦР–диагностик. "Также экономят на стоматологии, плановых госпитализациях, исключение этих двух услуг позволяет снизить стоимость полиса на 30%", — отмечает директор Петербургского филиала АО "СОГАЗ" Эдуард Яблоков.
У большинства клиентов договоры вступают в силу с 1 января, тендеры проводятся осенью. Пока большинство страховщиков констатируют неплохую динамику пролонгации портфелей, но в 2016 году ждут умеренного роста рынка на 5–7%.
“
Компании, которые привыкли к ДМС, не собираются отказываться от него, несмотря на экономические трудности. В условиях, когда нет возможности индексировать зарплаты соразмерно инфляции, лишать сотрудников соцзащиты — рискованный шаг, который может демотивировать сотрудников. Ведущие страховщики ДМС следят за соцполитикой своих основных клиентов — крупных и средних работодателей. Сейчас стартуют бюджетные кампании на следующий год, и от сохранения или секвестра расходов на социалку зависит и благополучие моих коллег.
Александр Лапунов
директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС "АльфаСтрахование"
“
Правильнее ожидать стагнации рынка в 2016 году, чем его роста или обрушения. Договоры ДМС заключаются, как правило, на срок от 1 года и в разные периоды в течение года: даже если не будут активно пролонгировать договоры, снижение сборов будет происходить постепенно и частично покрываться за счет новых клиентов — компаний, которые впервые заключают договоры ДМС. Количество новых клиентов, по моему мнению, будет расти, сейчас этот вектор задает государство — не рассчитывать только на ОМС, а за счет средств работодателей обеспечивать полноценный социальный пакет.
Юлия Лаврова
глава отдела ДМС филиала "РЕСО–Гарантия" в Санкт–Петербурге