На петербургский рынок вышла московская компания, которая занимается добровольной экологической сертификацией.
Группа компаний "ЭнергоСтиль" была организована в 2009 году учредителями нескольких московских компаний в сфере туризма, а петербургский филиал развивает Анна Линчевская. До этого она работала в банковской сфере, преподавала в СПб ГУСЭ. Вложив в общей сложности 10 млн рублей, компании–участники ГК "ЭнергоСтиль" запустили бизнес по проверке на экологичность компаний на потребрынке. Годовой оборот группы — 12 млн рублей.
От конфет до маникюра
Стартовый капитал компании не раскрывают, отмечая, что несколько миллионов рублей ушли только на разработку стандартов сертификации. Средства предоставили члены совета директоров группы, и пока ежегодно они выделяют деньги на пополнение оборота из доходов собственных бизнесов. "О рентабельности говорить сложно", — говорит Анна Линчевская. Эксперты рынка оценивают рентабельность этого бизнеса в 15–35% в зависимости от наличия лаборатории и стоимости сертификата. Основные затраты — разработка ПО, стандартов сертификации, поиск партнеров, регистрация в Росстандарте, реклама. Сейчас главные статьи расходов другие — проведение аудита клиентов, зарплаты 20 сотрудников, гонорары внештатных специалистов. Своей лаборатории у компании нет — экспертизы выведены на аутсорсинг. Сейчас оборот компании — около 12 млн рублей в год, с 2013 года он растет. Но пока этот рост обеспечивает не прибыль, а вложения учредителей — например, в 2015 году оборот вырос на 15% в том числе за счет открытия петербургского филиала.
Система добровольной сертификации — это проверка документов и отчетов, аудит производства и лабораторное исследование продукции. "Одна лаборатория не дает полной картины, важно убедиться, что владельцы бизнеса дорожат репутацией, поставщики сырья — постоянные и т. д.", — поясняет Анна Линчевская.
Первым петербургским клиентом стал маникюрный салон, в Москве компания сертифицировала производителей хлеба, конфет, кафе и др. "В России привыкли решать проблемы с помощью запретов, — рассуждает Анна Линчевская. — Другая сложность — есть знаки качества, которые себя дискредитировали, которые просто продаются, но за ними ничего не стоит. В связи с этим теряется доверие аудитории к знакам качества как таковым".
Медали помогают
Северо–Запад занимает третье место в России по количеству аккредитованных сертификационных центров. В СЗФО лицензировать товары и услуги имеют право 165 органов сертификации, 1085 лабораторий и 42 эксперта. Среди них компании "Серконс", "Экосерт" и др.
Объем рынка лицензирования и сертификации в Петербурге оценивают по–разному: от 20 млрд до 70 млрд рублей в год. Добровольная сертификация занимает не более 10% рынка, в основном бизнес использует такие знаки отличия в качестве рекламного хода.
По мнению гендиректора ООО "Ватель маркетинг" Романа Калинина, всевозможные "знаки качества" на упаковке продуктов заметно помогают повысить продажи. "Безусловно, все это потребитель видит и оценивает. Особенно если речь о массовых продуктах, которые есть у каждого производителя: хлеб столовый, батон нарезной, колбаса докторская, — поясняет эксперт. — Привлекательно для покупателей выглядят и медали с выставки на упаковке, такие как "товар года", и т. д.".