Бизнесмен Максим Долгополов не станет лидером петербургского отделения ЛДПР. Он говорит, что это было его решение, хотя близкие к партии источники рассказывают, что все дело в сопротивлении местных партийцев. Человеку со стороны трудно внедриться в партию перед самыми выборами и без опыта.
Владелец холдинга "ЗЕФС" Максим Долгополов был назначен исполняющим обязанности координатора петербургского отделения ЛДПР решением Высшего совета партии в конце сентября. Предыдущий координатор, депутат Законодательного собрания Максим Яковлев, был, соответственно, отстранен. Замена произошла неожиданно для всех, в том числе для самих партийцев, которым оставалось только гадать о причинах.
Это был уже третий поход Максима Долгополова в политику — он пытался возглавить петербургское отделение "Правого дела", а затем баллотировался в Законодательное собрание от "Единой России". Обе попытки закончились неудачно, но третья выглядела вполне верной. Как глава отделения, предприниматель, скорее всего, занял бы минимум вторую строчку в партсписке, что практически гарантировало мандат.
Однако стопроцентных гарантий в политике не бывает. Региональную конференцию, которая должна была утвердить Максима Долгополова в должности, а также избрать новый состав координационного совета, перенесли на неделю, потом еще на неделю, а потом стало известно, что исполняющим обязанности вместо него назначен депутат МО "Семеновское" Олег Капитонов. Его должны представить партийцам 2 декабря, сообщает "Фонтанка".
Максим Долгополов сообщил dp.ru, что это было его решение. "Я из партии не выхожу, все намеченные шаги будут реализованы новым и.о., — говорит он. — Партийная деятельность занимала огромное количество времени, было нереально заниматься и бизнесом, и политикой. Поэтому я решил, что пока не готов брать на себя такую ответственность". Со ссылкой на пресс-службу ЛДПР и сына Владимира Жириновского, депутата Госдумы Игоря Лебедева "Фонтанка" пишет о том, что Максим Долгополов не прошел проверку контрольно-ревизионной комиссии, но сам бизнесмен говорит, что "впервые слышит" об этом. Понял, что не готов к ответственности, он около месяца назад. И уведомил о своем решении Игоря Лебедева.
На самом деле инсталлировать в региональное отделение человека со стороны, да еще перед выборами — довольно рискованное предприятие. Даже в дисциплинированной КПРФ, когда в первые секретари продвигали отлично всем в партии известную Ольгу Ходунову, городских партийцев пришлось долго уговаривать — они ничего не имели против Ходуновой, но многим не нравилось то, что их ставят перед фактом.
ЛДПР выглядела единственной из крупных партий, где такое вообще могло произойти, но, как выяснилось, на практике и здесь не получилось. В кулуарах Мариинского дворца депутаты рассказывают, что в партии были не особо рады Максиму Долгополову, и это можно понять — те, кто работал в партии все эти годы, тоже рассчитывали на продвижение. И человеку без опыта участия в партийной жизни было сложно ожидать распростертые объятия. Это сопротивление стало решающим фактором, говорят источники. Сыграло, видимо, свою роль и неоднозначное прошлое Максима Долгополова.
Как правило, явных спонсоров все партии выдвигают в качестве рядовых кандидатов, им не отдают руководящих должностей. Исключением были обычно правые партии, но и там такие ходы приводили к конфликтам. В 2001 году, когда лидером СПС избрали директора Морского рыбного порта Эдуарда Сергеева, конфликт закончился роспуском отделения. В 2011 году наследницу СПС партию "Правое дело" вообще трясло — Сергея Цыбукова сменил Максим Долгополов, его тут же поменяли на Евгения Маутэра, на смену которому через месяц пришел банкир Юрий Рыдник. Всякий раз из партии то выходили сторонники очередного смещенного лидера, то возвращались, однажды отделение пришлось распускать. Но и Юрий Рыдник надолго не задержался, так как партию, как известно, вскоре захватили и выдавили оттуда Михаила Прохорова. После этого и в Петербурге партию покинули и Юрий Рыдник, и остальные бизнесмены, избранные в политсовет.
Расколом закончилось дело и в "РПР-Парнас", где долго боролись за власть Андрей Пивоваров и Константин Ершов, которых поддерживали разные сопредседатели партии. Какое-то время петербургское отделение ПАРНАСа тоже балансировало на грани роспуска.
Но в ЛДПР раскола, судя по всему, не будет, хотя теоретически, если местные партийцы саботируют указание федерального руководства, именно роспуском дело и заканчивается. Но раз Максим Долгополов утверждает, что все в порядке, и в Высшем совете тоже все в курсе и не против, значит, ситуация улажена.
Сменит ли в итоге Олег Капитонов статус и.о. на постоянную должность, вопрос пока открытый. Максим Долгополов говорит, что пока не определено, в Законодательное собрание он будет баллотироваться или в Госдуму.