Редактор "ДП" Александр Сологуб о планах Смольного по полному истреблению коммерческих автобусных маршрутов.
Вслед за дальнобойщиками забастовку могут устроить автобусные перевозчики пассажиров, отстаивая право на коммерческие маршруты, которые петербургские власти хотят истребить — все автобусы будут ходить только по социальным маршрутам и одинаково стоить, такую реформу транспорта готовят в Смольном в 2016 году. Однако, хватит ли у городской администрации денег на такую реформу отрасли, перевозчики очень сомневаются. Намерение Смольного кардинально изменить правила игры может погубить бизнес перевозчиков. Поэтому они собираются сопротивляться новациям. Но похоже, что, как и у дальнобойщиков, шансов победить мало.
В декабре этого года заканчивается срок действия договоров со Смольным на обслуживание 75% городских автобусных маршрутов. Комитет по транспорту хотел было продлить договоры на пару лет. Но затем председатель комитета Александр Воробьев, обещавший пролонгацию, покинул свой пост. Скажем прямо, Воробьев перевозчикам не очень нравился. Они желали его отставки. Но, как часто бывает в жизни, от достижения желаемого лучше не становится. Наоборот, перспективы даже ухудшились.
В июле этого года в России вступил в силу новый федеральный закон № 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров". Перевозчики с радостью восприняли новации. Просто они еще не знали, как местные власти истолкуют нормы закона. В нем указано, что в каждом регионе могут быть маршруты двух типов — социальные и коммерческие. По первым заказчик — местные органы власти — устанавливает стоимость проезда и полностью оплачивает перевозчику из бюджета объем выполненной работы. Если в бюджете нет достаточных средств, то закон позволяет организовать в регионе коммерческие маршруты, но тогда органы власти не могут регулировать тарифы на них.
Слабым звеном закона стало то, что он допускает пятилетний переходный период. В это время органы власти могут организовывать все как пожелают. В петербургском комитете по транспорту, как рассказывают источники в отрасли, хотят заключать новые договоры с перевозчиками, но только на социальные маршруты (с регулируемым тарифом, который с 2016 года составит 30 рублей). Коммерческие маршруты (с нерегулируемым тарифом), на которых не могут ездить льготники, Смольный намерен полностью истребить.
Но при этом у города нет достаточных средств, чтобы полностью оплатить перевозчикам работу. Инстинкт самосохранения заставляет частных перевозчиков бороться за коммерческие маршруты. По их мнению, если Смольный все же рискнет сделать все так, как задумали в комитете по транспорту, то, учитывая дефицит бюджета и снижение субсидий на автобусные перевозки, скорее всего, некоторые из перевозчиков до конца следующего года не доживут.
Стоит отметить, что перевозчики на протяжении многих лет шантажируют власти уходом с рынка и наступлением транспортного коллапса. Однако их живучести можно только позавидовать. Но на этот раз, если власти действительно отменят коммерческие маршруты, покрывающие убытки от социальных маршрутов, то шансов выжить практически не останется. И тогда всех пассажиров будет возить ГУП "Пассажиравтотранс".