Смольный выиграл спор против ООО "Воздушные ворота Северной столицы", управляющего аэропортом Пулково, и добился увеличения роялти в пользу города в 1,5 раза. При этом окупаемость ГЧП под вопросом, несмотря на высокие аэропортовые сборы.
Как стало известно "ДП", Международный коммерческий арбитраж (МКАС) при ТПП России разрешил двухлетний спор между государственной и частной сторонами крупнейшего ГЧП–проекта в Петербурге — концессии на строительство нового терминала аэропорта Пулково. В 2013 году, когда новый терминал готовился к запуску, у сторон концессии — ОАО "Аэропорт Пулково", принадлежащего Петербургу, и ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, оператор аэропорта) — возникли разногласия по формуле расчета концессионных платежей ВВСС в пользу города.
Разница в расчетах у сторон составляла около 350 млн рублей в год. Теперь, после разъяснений суда, Смольный не только в течение будущих 27 лет действия концессионного соглашения будет получать около 1 млрд рублей в год вместо 570 млн, но и получит право взыскать с оператора еще более 1 млрд рублей за 2012–2014 годы, в течение которых ВВСС платили по старой формуле.
"Решение было вынесено в апреле 2015 года, но оно содержало некоторую неопределенность, что влекло двоякое толкование и вело к потенциальным спорам между сторонами, — комментирует решение МКАС представлявшая интересы "Пулково" партнер юридической фирмы Capital Legal Services Ирина Оникиенко. — Регламент МКАС позволяет ходатайствовать о толковании или разъяснении решения. Такие разъяснения были нами получены. Клиент достигнутым результатом остался удовлетворен". От дальнейших комментариев в CLS отказались, сославшись на прямой запрет со стороны заказчика.
По мнению некоторых участников рынка, борьба за корректировки судебного решения в третейском суде часто имеет не столько юридический, столько политический окрас. И итоговый текст судебного акта — именно политическое решение вопроса: текущие доходы Смольного оказались важнее, чем окупаемость знакового ГЧП–проекта, которая и без того труднодостижима.
Однако источник, близкий к проекту, возразил против такой постановки вопроса: "Это лучший ГЧП–проект в Петербурге, Смольный им очень дорожит и совсем не жаждет пустить инвестора по миру. И переговоры по этому пункту не прекращались в течение всего судебного спора. Просто уступить никто из сторон не мог, ведь договор можно было толковать двояко, и, кто бы ни уступил, к нему сразу пришла бы прокуратура, или счетная палата, или налоговая и спросила бы: с какой стати вы уступили?"
В ВВСС также не смогли прокомментировать ситуацию, сославшись на то, что по условиям концессионного соглашения не могут его комментировать без согласия Смольного и ОАО "Аэропорт Пулково".
В ОАО "Аэропорт Пулково" также отказались от комментариев.
Концессия с разногласиями
ВВСС — это консорциум в составе "ВТБ–капитал", германского Fraport AG и греческой Copelouzos Group, который в 2009 году победил в конкурсе на право реконструкции и управления аэропортом Пулково. В 2010 году консорциум получил аэропорт в управление до 2040 года. В августе 2015 года была окончательно завершена реконструкция: построен новый международный терминал и реконструирован старый комплекс. Общий объем инвестиций — 1,2 млрд евро.
Окупить эти вложения консорциум планировал в течение 30 лет эксплуатации аэропорта. При этом Смольный в лице ОАО "Аэропорт Пулково" в течение всего этого периода получает концессионные платежи, составляющие, согласно контракту, 11,5% доходов оператора.
Именно здесь у сторон и возникли разногласия: ВВСС настаивали, что платить они должны лишь долю собственной выручки, а "Пулково" — что долю с выручки всех компаний, работающих на территории терминала.
Бегство авиаторов
Финансовое положение ВВСС начало ухудшаться осенью 2014 года после резкой девальвации рубля: спрос на перелеты пошел на убыль, а кроме того, из–за падения рубля сильно возросла долговая нагрузка компании, так как часть долга номинирована в валюте. Из–за переоценки долга чистый убыток оператора аэропорта по итогам 2014 года превзошел даже выручку: 14 млрд против 12 млрд рублей.
В 2015 году, несмотря на сокращение пассажиропотока, в ВВСС ожидают роста выручки за счет валютных поступлений и новых доходов от арендаторов. А вот в 2016 году из–за обострения внешнеполитической обстановки выручка, скорее всего, упадет: РФ прекратила полеты в Египет и Турцию. А эти две страны обеспечивали до 30% пассажиропотока на международных линиях Пулково в высокий сезон.
За январь–октябрь 2015 года спрос на международные перелеты упал на рекордные 19% по сравнению с таким же периодом 2014 года. Увеличение спроса на полеты внутри страны давно не компенсирует этих потерь.
Из–за снижения спроса авиаперевозчики теряют интерес к Пулково, оставляя рейсы только на Москву. К тому же обслуживание в аэропортах столицы обходится им в среднем на 40% дешевле. С начала 2015 года от рейсов из Петербурга отказались сразу 14 авиакомпаний, а некоторые сократили частоту полетов (Norwegian Air Shuttle, Air Malta, Island Air, "ЮТэйр Украина", East Air, German Wings, Bluebird Airways, El Al, TAP Portugal, Air Berlin и др.). Некоторые из них были единственными перевозчиками, как, например, Norwegian на маршруте Петербург — Осло.
Сейчас из Пулково можно вылететь в 150 направлениях, а в лучшие времена было 164 направления. Остановить бегство перевозчиков ВВСС пытается снижением тарифов, но это может привести к еще большему падению авиационной части доходов. В начале декабря компания объявила об увеличении скидок перевозчикам, открывающим или возобновляющим рейсы из Пулково. Комплимент от ВВСС получат также те компании, которые увеличат частоту полетов. Например, компании, запускающие дальнемагистральные рейсы, могут рассчитывать на скидку 60% от тарифа за взлет–посадку, что дешевле, чем в любом из аэропортов Москвы.
Диаметральный аналог
Сложности с возвратом инвестиций могут возникнуть и в других проектах ГЧП, например Западного скоростного диаметра (ЗСД), которым управляет ООО "Магистраль Северной столицы", принадлежащее "ВТБ Капиталу" и Газпромбанку. Инвесторы обязались вложить 120 млрд рублей в строительство центрального участка ЗСД, а взамен получили право до 2042 года собирать с автомобилистов деньги за проезд.
Однако консорциум уже столкнулся с сопротивлением горожан, недовольных высокой ценой проезда. Они обратились в ФАС, и, хотя та не нашла нарушений у концессионера, риск, что в будущем с увеличением тарифа возникнут сложности, вырос.
“
Насколько я помню, основное концессионное соглашение между городом, ВВСС и Пулково было подчинено российскому праву. А по российскому праву, если в соглашении сторонами прямо не прописано, что роялти считается именно от чистой прибыли, обычно оно считается все–таки от выручки. Так что городские власти как публичный партнер в этом споре выглядят вполне правыми, и решение это само по себе, полагаю, на популярность ГЧП–проектов в городе негативно не повлияет.
Владимир Килинкаров
партнер Maxima Legal
“
Не думаю, чтобы международный коммерческий арбитраж при ТПП России был подвержен какому–либо подковерному давлению: это, пожалуй, единственный в стране третейский суд, про который известно, что там "неюридическое" решение вопроса невозможно. Но у него есть другой дикий недостаток — жуткая дезорганизованность: если резолютивную часть решения он выдает довольно быстро, то получить текст этого решения, чтобы привести его в исполнение, сторонам редко удается раньше, чем через несколько месяцев. Мы не раз с этим сталкивались и сами.
Егор Носков
управляющий партнер "Дювернуа лигал" (консультирует генподрядчика строительства нового хаба Пулково — итало–турецкий консорциум Astaldi–Ictas Insaat)