МТС запускают в столице мессенджер MTS Connect, который призван конкурировать со Skype и Viber. Все крупные операторы уже пытались соорудить приложение, которое победит популярнейшие интернет-средства общения хотя бы на российском уровне. Пока никому это не удалось. Но связисты настойчиво пытаются импортозаместить мессенджеры, забирающие у них миллиарды рублей доходов.
Оператор МТС объявил о запуске мобильного приложения MTS Connect, которое позиционируется связистом как альтернатива голосовым мессенджерам Skype и Viber. О планах МТС запустить сервис на базе технологии Rich Communications Services (RCS; платформа, которая позволяет обмениваться файлами, совершать видеозвонки и пользоваться мессенджерами) стало известно еще в начале прошлого года, однако официальный старт состоится только сейчас.
Пользователи при помощи единого приложения, интегрированного с телефонным номером и соцсетями, получат возможность совершать звонки через мобильный Интернет или Wi-Fi-доступ, обмениваться личными сообщениями, участвовать в групповых чатах и отправлять друг другу файлы. Для продвижения нового сервиса МТС намерены предустанавливать приложение на брендированные смартфоны.
Сервис будет доступен с 14 декабря для жителей Москвы и области. По планам оператора, география поддержки MTS Connect со второго полугодия 2016 года будет расширена и на другие регионы страны. Приложение совместимо со смартфонами на базе iOS и Android, версия для мобильной Windows находится в разработке.
Оператор при этом не уточняет, требуется ли для смартфонов, на которых будет установлен MTS Connect, специальная прошивка с поддержкой RCS. В данный момент далеко не все телефоны поддерживают этот стандарт. В феврале 2014 года представитель МТС отмечал, что у пользователей будет возможность установить клиентское приложение абсолютно на любой телефон, но тогда работать будет только передача сообщений.
Тот же Skype, только платный
За исключением сомнительных преимуществ стандарта RCS, который позволяет абонентам общаться посредством глобальной сети, приложение от МТС не отличается от предложений конкурентов каким-либо примечательным функционалом. Кроме того, сервис обладает очевидным недостатком по сравнению со всеми популярными голосовыми мессенджерами: пользователь должен платить за то, что уже привык считать бесплатным.
Так, стоимость звонков и SMS между пользователями приложения, в том числе в роуминге, будет соответствовать тарифу абонента при нахождении в домашнем регионе. Мобильный трафик бесплатен при нахождении на территории РФ, однако за передачу файлов нужно платить по тарифному плану пользователя.
Тарифицируется также роуминг. При этом оператор для сокращения расходов рекомендует использовать приложение через сети Wi-Fi. В этом случае тарифы на звонки будут аналогичны тарифам домашнего региона. Аналогичным образом можно и принимать звонки с обычных телефонов.
Отставание на 2 года
В 2009 году "большая тройка" операторов уже пыталась создать операторский онлайн–мессенджер. Услуга "Чат" позволяла ее абонентам обмениваться мгновенными сообщениями. На пике популярности в трех сотовых сетях "Чатом" пользовались не более 100 тыс. человек. В конце 2013 — начале 2014 года операторы поочередно прекратили подключение абонентов к этому сервису.
В 2014 году крупнейшие сотовики продолжили самостоятельно осваивать рынок мессенджеров. Однако ни одно их приложение не смогло заинтересовать даже 5% собственных пользователей: "МТС ТВ" — около 2,5 млн установок на смартфоны, "Мой Билайн" от "Вымпелкома" — 1,8 млн, "Госуслуги" от "Ростелекома" — 1,3 млн, "Мультифон" от "Мегафона" — около 1 млн, онлайн–мессенджер UMS от него же — 400 тыс. (данные 2014 года). В то же время лидеры рынка, например WhatsApp и сервис Facebook Messenger, набирали базу со скоростью 1 – 2 млн человек в день.
"Мегафон" в данный момент не сообщает об актуальном числе пользователей "Мультифона", но заявляет о планах расширять функционал приложения, оператор также активно тестирует услуги голосовой связи в сетях LTE. "Вымпелком" отказался от собственного сервиса и намерен более эффективно развивать партнерство с популярными мессенджерами. Так, оператор запустил акцию по обнулению трафика в приложении WhatsApp. В Tele2 открыто заявляют о том, что выходить на рынок мессенджеров без уникального предложения бессмысленно.
В корпорации
Microsoft
, которой и принадлежит сервис Skype, говорят, что приложение МТС "способствует здоровой конкуренции", и отмечают при этом, что в Skype зарегистрировано более 300 млн пользователей. Для сравнения: самый популярный месенджер от российского разработчика, Telegram Павла Дурова, с момента запуска 2 года назад набрал около 65 млн пользователей по всему миру. Абсолютный лидер — WhatsApp, число пользователей которого к концу 2015 года приблизилось к отметке в 800 млн.
Повернуть реку денег вспять
В прошлом году потери сотовых операторов в России от роста популярности мессенджеров составили, по оценкам J'son & Partners, 15–20 млрд рублей, или 2% выручки. Самым востребованным сервисом среди россиян в агентстве называют Skype, им пользуются более 70% респондентов. Затем следуют мессенджеры в соцсетях от Mail.ru Group, WhatsApp, QIP, Facebook и Viber. За последние 2 года снижение голосового трафика операторов из-за популярности мессенджеров агентство TelecomDaily оценивает в 20%.
В МТС подчеркивают, что не претендуют на долю Skype и WhatsApp и планируют не столько удержать собственную абонентскую базу, но привлечь к использованию мобильного Интернета посредством мессенджера на базе RCS новых пользователей. Сейчас в сети МТС смартфонами пользуется почти половина абонентов, или чуть больше 36 млн человек, — вот потенциальная база для новой услуги.
Оператор настойчиво продвигает саму технологию RCS. По сравнению с онлайн-мессенджерами она позволяет создать универсальную адресацию на базе телефонных номеров в Интернете и сети сотового оператора. Кроме того, поскольку приложение привязывается к телефонному номеру, это исключает возможность утраты аккаунта в случае его взлома.
По прогнозу Juniper Research, число сообщений, отправляемых в мире с помощью RCS-сервисов, к 2017 году достигнет 83 млрд в год. В данный момент сервисы на базе RCS уже запущены в нескольких десятках странах мира такими операторами, как Vodafone, Orange, Deutsche Telekom. Так, Vodafone и Telefonica внедряют аналог RCS под брендом JOYN.
МТС делает собственное приложение RCS на базе JOYN от Vodafone, но использует стандарты GSMA. Инвестиции МТС в проект внедрения технологии RCS составили 100 млн рублей. В эту сумму включена покупка серверного оборудования, разработка приложения МТС Connect и доработка оборудования, уже установленного на сети оператора.
Популярные мессенджеры забирают трафик и рыночную долю у операторов, и они вынуждены предлагать собственные приложения, чтобы вернуть абонентов и доходы, отмечает глава "Рустелекома" Юрий Брюквин. В прошлом году, по результатам опроса агентства, предпочтительным вариантом для снижения влияния мессенджеров операторы назвали внедрение технологии RCS. Вторым по популярности была текущая стратегия "Вымпелкома" — сотрудничество с популярными мессенджерами.
"В краткосрочной перспективе МТС необходимо набрать критическую массу пользователей МТС Connect, и в дальнейшем успех внедрения технологии будет зависеть от маркетинговой стратегии оператора. В любом случае для продвижения нового стандарта нужны совместные усилия всех операторов, и, пока вся "тройка" не начнет координировать действия, самолет не полетит", — уверен Юрий Брюквин.
Оператор прощупывает почву, исследует реакцию абонентов, но это нужно было делать гораздо раньше, а сейчас пользователи уже привыкли к онлайн-мессенджерам, и абонентов будет сложно заставить пользоваться новым продуктом, констатирует глава TelecomDaily Денис Кусков.
"У операторов за счет привязки пользователя к контактам в абонентской сети есть некоторое преимущество, но мессенджеры на базе RCS все равно останутся нишевым продуктом, — убежден Денис Кусков. — К тому же WhatsApp также привязан к телефонной книге, да и большинство из популярных сервисов сообщений просто удобнее и практичнее сервисов сотовых операторов".