Управляющий партнер Legal to Business Светлана Гузь о том, как избежать конфликтов во время банкротства компании.
Традиционно в России слово "банкротство" ассоциируется с полным крахом бизнеса, с его безвозвратной потерей и имеет исключительно негативную коннотацию. При этом и заемщик, и кредитор воспринимают перспективу банкротства как самый нежелательный исход. Но действующее банкротное законодательство предусматривает возможность восстановления финансовой стабильности бизнеса и его выхода из кризиса. Банкротство — это способ реструктуризации долга в том случае, если акционерам не удалось урегулировать отношения с кредиторами в рамках антикризисного управления.
Использование данного инструмента возможно при конструктивной позиции сторон в обсуждении условий взаимодействия после признания акционерами бизнеса дефолта. Для выстраивания верной стратегии важно всестороннее понимание ситуации, в том числе: состояние бизнеса сейчас и в перспективе, наличие объема требований кредиторов, варианты развития событий при наступлении тех или иных обстоятельств, возможность удовлетворения интересов всех заинтересованных лиц.
Но чем больше сторон задействовано в процессе, тем сложнее бывает договориться самостоятельно, поскольку у каждого участника есть свои интересы, которые он намерен удовлетворить здесь и сейчас, реализуя свою линию переговоров и условий. В итоге отсутствие понимания истинных целей и мотивов друг друга, разнонаправленные действия сторон могут привести к ликвидации бизнеса с наименьшим финансовым результатом для всех.
Оптимальный выход в данной ситуации может быть найден посредством привлечения третьей стороны в качестве медиатора, способного объективно оценить позицию каждого участника процесса, финансовое состояние должника, все юридические, финансовые и имиджевые риски для каждой из сторон и разработать стратегию выхода из кризиса.
Как правило, такая стратегия предусматривает реструктуризацию задолженности бизнеса таким образом, чтобы исполнение обязательств должника перед кредиторами в согласованные сторонами сроки стало возможно. При этом программа выхода бизнеса из кризиса учитывает интересы как должника, так и кредиторов. Реализация разработанной программы предполагает преимущества дальнейшего развития бизнеса перед его ликвидацией.
Международная практика несколько раньше пришла к пониманию того, что реструктуризация задолженности — это более выгодный путь решения конфликтной ситуации, чем ликвидация предприятия должника. В частности, разработаны принципы INSOL, регулирующие деятельность кредиторов и должника в целях ускорения реструктуризации задолженности, финансового оздоровления должника. Так называемый лондонский подход, ключевым принципом которого является — "живой должник лучше мертвого должника". В России же пока отсутствует понимание необходимости солидарного взаимодействия. Зачастую все участники процесса урегулирования задолженности действуют сепаратно, что существенным образом снижает возможность успешного оздоровления бизнеса.