Владелица сети салонов экономкласса "Люкс" Елена Сердюкова рассказала "ДП" о том, как в Петербурге за пять шагов открыть собственную парикмахерскую с оборотом 1,5 млн рублей.
Предпринимательница Елена Сердюкова работает в парикмахерском бизнесе 17 лет. Она владеет сетью салонов экономкласса "Люкс" с оборотом более 35 млн рублей в год.
Бизнес–леди уверена: сейчас клиенты дорогих салонов выбирают демократичный формат из–за экономии времени и денег.
1. Определиться с форматом
Стартовые вложения будут зависеть от формата парикмахерской: vip, люкс, бизнес или экономкласс. Лучше начинать дело с парикмахерских экономкласса, услуги которых больше всего сейчас востребованы на рынке.
Подготовительный оценочный этап займет около недели: можно ознакомиться с публикациями в Интернете и поговорить со знакомыми владельцами парикмахерских.
Стоимость: 0 рублей; затраты по времени: 7 дней
2. Выбор формы собственности
Для парикмахерской выгоднее всего открыть ИП по системе патентного налогообложения (ставка — 6% от потенциально возможного дохода). Предприниматель получает льготные каникулы и освобождение от налога на имущество физлиц, НДС и НДФЛ и др.
Регистрация ИП займет до 5 дней, подача заявления на оформление патента — за 10 дней до начала работы парикмахерской.
Госпошлина — 800 рублей.
Печать (0,5–1,5 тыс. рублей) и р/с (0,5–3 тыс. рублей) для ИП необязательны.
Стоимость: 0,8–5,3 тыс. рублей; затраты по времени: от 5 дней
3. Выбор помещения и оборудования
В парикмахерской должно быть оборудовано минимум четыре рабочих места. Площадь помещения — 50–70 м2 (стоимость аренды — от 1 тыс. рублей в месяц) с мощностью не меньше 15 кВт. Для рабочей зоны надо оборудовать места, закупить кресла, бои (тележки мастеров), установить профессиональные мойки, стерилизаторы, сушуар, климазон и пр. По возможности установить солярий. На закупку оборудования уйдет 300–500 тыс. рублей. Ремонт — около 500 тыс. рублей.
Стоимость: до 1 млн рублей; затраты по времени: 1 месяц
4. Штат сотрудников
При четырех рабочих местах необходимы два администратора, шесть–восемь парикмахеров, два мастера маникюра, уборщица, бухгалтер. Зарплата одного парикмахера составит 30–50 тыс. рублей. В структуре затрат компании не менее 65% оборота будет составлять з/п сотрудников. Соискатели должны обладать не только достаточным профессиональным уровнем, но и харизмой и умением общаться с клиентами.
Стоимость: от 360 тыс. рублей; затраты по времени: 30 дней
5. Выбор продукции
Еще на этапе планирования надо определиться с потенциальным кругом поставщиков продукции: средств по уходу за волосами, косметики, полотенец, воротничков и т. п. Есть смысл работать с монобрендами, так как они, как правило, предлагают хорошую систему бонусов и скидок при постоянном качестве поставляемой продукции. Со временем скидки, предлагаемые поставщиком, могут составлять 15% на весь объем закупаемого товара. Кроме того, доверие бренду автоматически переносится на доверие к парикмахерской. При открытии разовая закупка товаров составит от 150 тыс. рублей. В дальнейшем ежемесячно затраты составят от 20–30 тыс. рублей.
Стоимость: от 150 тыс. рублей; затраты по времени: 30 дней
Сколько стоит открытие парикмахерской.
Затраты на открытие парикмахерской составят от 1,5 млн рублей. Срок выхода на окупаемость — от 0,5 до 1 года. Окупаемость — 3,5 года при рентабельности 15–25%. Затраты — не менее 20% от оборотных средств на оплату аренды и коммунальные платежи, 65% — ФОТ. Годовой оборот — 1,5 млн рублей.
Заработать на стрижке и укладке
Свою первую парикмахерскую Елена Сердюкова открыла в 2007 году. Знакомство с этой сферой началось с 1998 года: будущая предпринимательница работала администратором в одном из городских салонов. Спустя 9 лет приобретенные знания позволили Елене Сердюковой заняться собственным бизнесом. Нашелся инвестор, который доверился опыту начинающей бизнесвумен: вложения в первую точку в размере 500 тыс. рублей окупились уже через полгода. "Изначально задумывалось открытие сети недорогих парикмахерских. Мы специально подыскивали просторные светлые помещения, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Большинство парикмахерских предлагали стрижки по такой же цене, что и у нас, но при этом салоны размещались в подвалах и крохотных каморках. Нам же удалось переломить такой стереотип в работе", — рассказывает предпринимательница.
Сегодня в сети "Люкс" (ИП Переборов) насчитывается семь парикмахерских, в каждой из них в среднем оборудовано шесть рабочих мест. В штате компании состоит больше 50 человек. В 2014 году совокупный оборот салонов составил более 35 млн рублей. При этом Елена Сердюкова особенно гордится тем, что в ее сети цены на услуги не поднимались с 2013 года. "Поток клиентов позволяет нам не менять прейскурант. При этом в числе наших клиентов в последнее время становится все больше людей, которые до кризиса посещали дорогие салоны. Наверное, дело в том, что сейчас многие демократичные парикмахерские научились предлагать услуги ничуть не ниже классом, но при этом они экономят время и деньги клиентов", — говорит Елена Сердюкова.
Секреты фирмы
Чтобы парикмахерские приносили стабильный доход, их владельцу придется лично руководить процессом. "Без контроля и дисциплины бизнес не выживет", — подчеркивает предпринимательница. В салоне необходимо установить видеонаблюдение, а любую операцию, которая совершается в компании, осуществлять с помощью отчетной системы. "Сейчас без хорошего программного обеспечения невозможно вести успешный бизнес. Вся клиентская и складская база, учет и аналитика завязаны на хорошем ПО. Необходимо идти в ногу со временем", — говорит Елена Сердюкова.
В парикмахерских должно быть как можно больше дополнительных направлений работы: маникюр, педикюр, визаж, массаж, косметология. "Если есть возможность, нужно открыть и солярий тоже. Чем полнее будет спектр оказываемых вашей компанией услуг, тем больше постоянных клиентов вы обретете", — делится опытом предпринимательница. Сотрудники парикмахерских должны иметь возможность постоянно повышать профессиональный уровень. Для решения этой проблемы в своей фирме Елена Сердюкова даже специально открыла обучающую студию.
Главная трудность, с которой сталкивается бизнес–леди, — это поиск хороших администраторов и парикмахеров высокого класса с навыком работы на поток. "Найти мастера, готового ежедневно делать около 20 работ (стрижек, окрасок), не просто. Многие соискатели боятся такого объема работы", — объясняет предпринимательница. Поэтому Елена Сердюкова советует новичкам бизнеса в первую очередь подобрать команду единомышленников, где каждый сотрудник на вес золота. "У нас есть специалисты, работающие с первого дня создания компании. В нашей профессии принято дорожить такими людьми", — говорит она.
Рынок растет
Согласно исследованию DISCOVERY Research Group, в городе работает более 2,5 тыс. парикмахерских и салонов красоты. Они составляют 2,5% рынка РФ. По данным "Петростата", в январе–октябре 2015 года объем парикмахерских и косметических услуг в Петербурге достиг 290 млн рублей (против 102,5 млн в январе–октябре 2014 года). Маргарита Шмойлова, управляющая сетью "Парикмахерская № 1", полагает, что рост рынка был связан в основном с тенденциями первой половиной года: "Весной и летом была большая выручка по сравнению с 2014 годом. Сейчас темпы к осени замедляются, некоторые салоны закрываются". Специалист объясняет: парикмахерским приходится конкурировать с возросшим числом мастеров на дому, чьи услуги пользуются большой популярностью. "Поэтому салоны стараются не устанавливать цены, которые отпугнут клиентов", — говорит Маргарита Шмойлова.