Анекдотическая история с сертификацией ворот для хоккея на льду по ГОСТу ворот для хоккея на траве удивила болельщиков. Но на самом деле случаев, когда нормативные акты пишутся слишком широкими мазками и задевают не тех, кого надо, в России полно — и спорт не может оставаться в стороне от общего тренда.
На спортивных форумах обсуждают новый анекдот из жизни — благодаря бюрократической машине получилось так, что с 1 января 2016 года на хоккейных площадках должны быть установлены ворота для хоккея на траве. По новым правилам они должны быть сертифицированы, и министерство спорта разослало в регионы методические рекомендации, предписывающие использовать для этой самой сертификации ГОСТ, описывающий ворота именно для хоккея на траве.
Собственно, сам ГОСТ хоть и называется "ворота хоккейные", но по контексту понятно, что речь идет о хоккее на траве — например, ворота полагается крепить к земле, а не ко льду, да и размеры сложно перепутать, "травяные" гораздо больше. И вся сложность заключается в том, что рекомендации чиновников относят применение именно этого номера ГОСТа в раздел "инвентарь для зимних видов спорта". Иначе вообще можно сделать вид, что ничего не было.
История наглядно доказывает бедственное положение в России хоккея на траве — при слове "хоккей" никому даже в голову не приходит, что бывает какой-то еще, кроме как с шайбой на льду. Как излагает портал championat.com, компания "Промспорт" разработала стандарт, взяв за основу аналогичный европейский документ, не разобравшись, что hockey и ice hockey различаются. Министерство же не глядя поручило использовать ГОСТ, видимо, не прочитав дальше заголовка "ворота хоккейные".
Конечно, никто не будет ставить на лед ворота для хоккея на траве, и в документы сейчас наверняка внесут необходимые правки (говорят, их уже подготовили). Хоккею с шайбой еще какое-то время придется просуществовать без сертифицированных ворот, для которых потом разработают отдельный ГОСТ. Кстати, здесь чиновникам нужно быть осторожными, потому что существует еще и хоккей с мячом, тоже на льду, где ворота тоже имеют свой особенный размер.
Чревато это вовсе не тем, что Россия может лишиться соревнований, включая чемпионат мира по хоккею, а тем, что инспекторы, как это нередко бывает, начнут прикапываться к размерам ворот и отставать только за вознаграждение. А что, инспектор-то человек маленький, в хоккее разбираться не обязан, у него вот официальные рекомендации есть и ГОСТ, а у вас ворота не совпадают, играть нельзя, что делать будем? Хоккейные функционеры, конечно, могут начать обходить острые углы закона, на этот счет в стране тоже накоплен богатый опыт. Например, площадка по документам может именоваться не для хоккея, а "для игры ледовой", в документах не упомянутой.
Между прочим, ГОСТы с 1 января вступают в действие и для других игровых видов спорта, и содержат немало плодотворных для инспекторов тем. Вот, скажем, на воротах футбольных (и всех других) обязательно должна быть табличка с предупреждающей надписью. Можно замерять диаметр шнура, размер ячеек сетки, и наверняка много где можно будет найти несоответствие. А вот дренажные отверстия в блоках для закрепления установочных гильз у всех есть? По ГОСТу положено, без них играть нельзя. Директоры стадионов испытают примерно ту же радость, что и директоры ресторанов — от визитов пожарных или санитарных инспекторов.
На самом деле такой подход к делу — когда по недосмотру под действие закона подпадают те, кто в виду вовсе не имелся — в России не редкость. Довольно регулярно от попыток урегулировать алкогольную отрасль страдают производители не только бытовой химии, но и молочных продуктов. Не далее как в этом году в систему ЕГАИС чуть не угодили йогурты, где используется сырье на спиртовой основе, что грозило молочным заводам необходимостью получать лицензию на алкоголь. Или вот год назад оказалось, что под действие закона о "резиновых квартирах" угодили многодетные семьи.
Лет десять назад петербургские депутаты по недосмотру чуть не объявили официальным праздником не православную Пасху, как собирались, а католическую. Это в последний момент удалось исправить. Самый же громогласный случай был связан тоже с религией. В сентябре разыгрался мощный скандал с участием суда Южно-Сахалинска, признавшего экстремистской книгу с цитатами из Корана. Соответственно, после этого запрету подлежал Коран целиком, а значит, и ислам. На защиту традиционных ценностей поднялся Рамзан Кадыров, обозвавший судей и прокуроров шайтанами. Завершился скандал тем, что депутаты срочно приняли закон о запрете признания экстремистскими текстов Библии, Корана, Танаха и Ганджура.
Принцип действия всегда примерно один и тот же: закон оказывается написанным в спешке, тут же в образовавшуюся дыру влезает какой-нибудь инспектор, или судья, или прокурор, возникает скандал и руководство страны вынуждено бежать латать прорехи. Но желание зарегулировать все на свете вплоть до диаметра отверстий для шнурков на ботинках дворников всегда пересиливает. Иногда даже кажется, что все это делается специально, в расчете на то, что никто не заметит. Инспекторов-то у нас много, а таких защитников, как Рамзан Кадыров, — мало.