И.о. председателя Комитета по транспорту Елене Осинцевой пока не удается убедить частных перевозчиков пассажиров заключить новые договоры, но у нее еще есть 2 недели, чтобы найти консенсус.
11:1917 декабря 201511:19
1381просмотров
11:1917 декабря 2015
Перевозчики отказываются подписывать с городом договоры обслуживания пассажиров на 2016 год. Они направили в Смольный обращение с требованием пересмотреть условия договоров. В противном случае после Нового года социальные автобусы могут встать на прикол.
В июле этого года Госдума приняла новый федеральный закон "Об организации регулярных пассажирских перевозок". А он кардинально меняет устоявшиеся правила игры.
Главное в законе то, что он предусматривает только две схемы взаимодействия власти и бизнеса. По первой схеме город выступает заказчиком пассажирских перевозок, полностью оплачивает бизнесменам объем выполненных работ и устанавливает стоимость проезда в автобусе.
Если в бюджете субъекта Федерации нет достаточных средств, возможна и другая схема: город заключает с компаниями договор о перевозке пассажиров, но ничего не платит из бюджета и тариф на перевозку не регулирует.
На рынке сложилась революционная ситуация: перевозчики хотят работать по новому закону, а Смольный хочет сохранить привычную схему взаимоотношений с бизнесом.
Сейчас в Петербурге есть социальные маршруты (проезд по ним в автобусе стоит 28 рублей, а затраты перевозчиков частично компенсируются из бюджета) и коммерческие (40 рублей за поездку и без субсидий из бюджета).
То ли подписали, то ли нет
Накануне вступления нового закона в силу (с 11 января 2016 года) комитет по транспорту Петербурга пытается перезаключить с компаниями договоры на 5 лет. Причем на таких условиях, чтобы сэкономить бюджетные средства: не полностью оплачивать перевозчикам выполненные работы, а только компенсировать часть затрат. При этом чиновники хотят сохранить за собой право регулировать тарифы как на социальных, так и на коммерческих маршрутах, что противоречит новому закону.
Почти все перевозчики уже подписали новые договоры, утверждает вице–губернатор Игорь Албин.
"Не подписал только "
Третий парк", — добавил чиновник. — Они хотят добиться отмены регулирования тарифов на коммерческих перевозках".
Однако среди опрошенных "ДП" перевозчиков не нашлось ни одного, кто подписал бы договор. "Мы, как и наши коллеги, только вчера получили документ. Надо его детально изучить, прежде чем подписывать", — выражает типичное мнение перевозчиков Андрей Заботин, генеральный директор ООО "АТП Барс–2".
Напрасные опасения
Практически все компании, не только "Третий парк", смущает желание Смольного сохранить за собой право регулировать тарифы на коммерческих маршрутах.
Чиновники опасаются, что бизнесмены в случае ослабления контроля начнут повышать стоимость проезда на коммерческих маршрутах.
"Государство, отказавшись регулировать тарифы, только выиграет, так как в этом случае мы будем платить НДС. Например, в 2011 году, когда тарифы еще не регулировались, только наша компания перечислила в бюджет 120 млн рублей по НДС", — говорит Михаил Богданов, первый заместитель гендиректора ОАО "Третий парк". По его мнению, опасения чиновников по поводу резкого повышения тарифов необоснованны. "Мы 11 лет (до 2012 года) работали без госрегулирования, и тарифы частных перевозчиков всегда были адекватны запросам потребителей. Нам конкуренты — ГУП "Пассажиравтотранс" и "Горэлектротранс" — не позволят задрать цены. Мы хотим зарабатывать, а не простаивать", — говорит Михаил Богданов.
"Мы только начали изучать предложения Смольного. Оцениваем их с экономической точки зрения, так как каждая новация чиновников может существенно повилять на финансовый результат (например, перевозка социальных категорий граждан на коммерческих маршрутах)", — говорит Леонид Чурилов, первый заместитель гендиректора Петербургской топливной компании (ПТК, аффилирована с Петербургской транспортной компанией).
Останутся в гараже
Если до Нового года чиновники и перевозчики не найдут консенсуса, после праздников частные компании могут не выпустить автобусы на социальные маршруты.
Новый закон позволяет перевозчикам уведомить комитет по транспорту о желании обслуживать только коммерческий маршрут. И в течение полугода с момента подачи соответствующего заявления чиновники должны выдать перевозчику свидетельство, дающее право на работу.
"Общеизвестно, что 75% социальных маршрутов убыточны", — говорит Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров (объединяет крупнейших перевозчиков города).
По словам Василия Киселева, если Смольный не подпишет договоры с перевозчиками до конца этого года, то после Нового года они будут вынуждены отказаться обслуживать социальные маршруты, так как без договоров компании не смогут даже рассчитывать на субсидии, а возить в убыток не станут.