Председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга Елена Ульянова об антикризисной программе Смольного, налоговых льготах и стимулировании экспорта, программе развития Кронштадта, о разработке градостроительных нормативов и программе сохранения исторического центра.
В этом году была принята антикризисная программа Петербурга. Как идет ее реализация, есть ли успехи?
Я считаю, что программа своей цели достигает. Ведь она направлена не только на устойчивое развитие и обеспечение перехода к экономическому росту, но и в первую очередь — на обеспечение стабильности. И в той в определенной степени кризисной ситуации, в которой мы оказались, программа позволила бизнесу более активно рассказывать о тех мерах поддержки, в которых он сегодня нуждается. И предложения, которые вошли в программу, исходили во многом именно от бизнеса.
Несмотря на высокий уровень исполнения программы, часть мероприятий, требующих решения на федеральном уровне, не была поддержана. Наиболее яркий пример — это поправки в закон о персональных данных, которые мы предлагали перенести на более поздние сроки, увеличение срока действия пониженных страховых взносов для компаний в сфере IT, смягчение требований к госзакупкам в части обеспечения контрактов и процедур отбора поставщиков для поддержки местных производителей.
Все оперативные меры поддержки, которые возможно было реализовать на уровне субъекта, выполнены. В 2016 году мы приступим к активной реализации нового пакета поддерживающих мер, которыми не так давно была дополнена программа.
Был составлен перечень из 128 предприятий, оказывающих существенное влияние на экономику Санкт-Петербурга, создан штаб по работе с ними. Чем он занимается?
Штаб — это по сути прямой контакт между компаниями и чиновниками. И если посмотреть на вопросы, которые выносятся на рассмотрение штаба, — это в основном проблемы компаний, требующие просто более быстрого решения по конкретным процедурам. Например, по заключению договора аренды, по согласованию подключения к сетям. То есть это те вещи, которые обычно и решаются во взаимодействии с чиновниками, но занимают больше времени. В данном случае штаб — это коллективный орган, который позволят всем профильным комитетам реагировать более оперативно.
Основной интерес к работе штаба сейчас исходит со стороны промышленных предприятий и розничного сектора. На каждом заседании разбираются проблемы семи-восьми предприятий. Из последних заявок: когда обострились отношения с Турцией, в штаб обратились автопроизводители с просьбой помочь с прохождением комплектующих через таможню. Производство фактически останавливалось. С помощью профильного вице-губернатора вопрос был решен. К нам в комитет обращаются не только те, кто включен в список приоритетных компаний. Так, турецкие подрядчики, работающие на крупных петербургских объектах, обращались к нам с просьбой помочь получить разрешение на трудоустройство турецких граждан. В основном это строители.
У каждой из 128 компаний есть свой курирующий комитет. Важно, что перечень компаний открытый и дополняется в заявительном порядке, если компания проходит по установленным критериям. В ближайшее время в рамках штаба мы будем рассматривать несколько новых заявок.
В Законодательное собрание внесен законопроект о налоговых льготах для гостиниц и конгрессных центров. Предложения готовились также в рамках антикризисной Программы. Почему для оказания поддержки выбраны именно эти виды бизнеса?
Туризм — один из наших стратегических приоритетов для развития экономики нашего города. Предложенные льготы позволят развивать сегмент экономики, который является перспективным для Петербурга. Городу недостает новых современных гостиниц класса три и четыре звезды с сетевым менеджментом, который позволил бы снизить среднюю стоимость пребывания в Санкт-Петербурге и тем самым увеличить интерес к проживанию в таких объектах, особенно для российского потребителя. Это важно и для иностранных туристов, поскольку в ближайшие 3 года у нас будет проводиться чемпионат мира по хоккею, Кубок конфедерации и чемпионат мира по футболу. Как правило, болельщики ориентированы на более дешевое пребывание. Поэтому мы считаем, что гостиницы три и четыре звезды будут востребованы.
Какие новые льготы и меры поддержки сейчас обсуждаются в рамках Программы?
Сейчас мы идентифицировали как потенциальную точку роста — развитие экспорта. И в этом направлении предусмотрели и планируем оказывать как нефинансовые, так и финансовые меры поддержки.
Мы планируем организацию бизнес-миссий по опыту тех, что уже проводились городом. Но будем более тщательно их готовить, заниматься подбором возможных контрагентов для наших компаний в стране, в которую планируется визит. Такие прямые контакты "поставщик-клиент" мы планируем организовывать совместно с торговыми представительствами и непосредственно с нашими визави из внешнеэкономических ведомств других стран. Чтобы эти ознакомительные поездки превратились в поездки с конкретной задачей по поиску деловых контактов.
Сейчас за счет бюджета можно получить компенсацию части затрат на участие в выставках и на продвижение. Мы хотим увеличить финансирование этих статей и расширить перечень поддержки. Это могут быть затраты на транспортировку продукции, в том случае, если это будет востребовано экспортерами.
Ключевое изменение касается перехода от принципа компенсации расходов к принципу четкого фиксирования целей этих субсидий. Например, компания-получатель субсидий должна принять на себя повышенные обязательства по увеличению экспорта, условно, в 2 раза. Если эта цель не будет достигнута в течение 3 лет, то субсидия подлежит возврату в бюджет. Таким образом мы увеличиваем эффективность средств, которые направляются из бюджета на цели субсидирования. Думаю, что и сами компании будут заинтересованы в таком подходе, ведь они тоже ориентированы на успех и ставят своей целью выход на какие-то большие объемы. По сути, такая мера — это стартовый толчок, который позволит компаниям прощупать новые рынки. Даже если деньги придется вернуть, это сопоставимо с кредитованием по нулевой ставке, и это не прямые потери для компании.
Сейчас мы формируем перечень экспортно-пригодных отраслей. Есть пример с заводом Hyundai, который уже занялся поставками на экспорт. Возможность экспорта в страны СНГ рассматривают Nissan и другие автопроизводители. Бюджет на все меры поддержки органичен, и нужно выбрать сегменты, в которых это будет более эффективно. В бюджете на 2016 год уже заложен достаточно большой объем субсидий. Есть перспективы, что получится увеличить финансирование этих статей во время весенней корректировки бюджета.
Комитет разработал амбициозную программу развития Кронштадта стоимостью в 15 млрд рублей. На какой она стадии?
Объем финансирования программы, который мы озвучивали, сейчас сократился до 2,7 млрд рублей. Изначально основная сумма предназначалась для строительства социального жилья. Мы предполагали построить за счет города 35 тыс. м2 в 18-м квартале Кронштадта и 165 тыс. м2 на территории "Парус". Планировалось, что квартиры будут предоставлять по программе "Молодежи доступное жилье". После детальной проработки вопроса выяснилось, что при выдаче субсидии на покупку жилья обязать покупать жилье в конкретном районе нельзя. Поэтому социального жилья там не будет. Хотя я считаю, что если город предоставляет субсидию на покупку жилья, он должен иметь возможность регулировать, где это жилье приобретается. Из наших обязательств в программе осталось строительство дорог, развязок, инженерная подготовка территорий. Новое жилье на участках общей площадью 43 га будет строиться уже за счет инвесторов.
Программа развития Кронштадта комплексная. Мы полагаем, что строительство качественного жилья и инструменты привлечения туда новых жителей позволят создать пласт платежеспособного населения, который в совокупности с туризмом даст толчок развитию розничной торговли и платных услуг. Параллельно, чтобы избежать маятниковой миграции, мы ищем места для развития деловых зон. Первая перспективная деловая зона для логистических и сервисных компаний привязана к порту Бронка. Кроме того, в Кронштадте есть большой участок площадью 65 га, который пригоден для размещения производственных мощностей. Здесь мы хотим сделать акцент на пищевое производство или другое безопасное и экологически чистое. Участки также предлагаются нашим действующим кластерам.
Как идут переговоры с потенциальными инвесторами?
Уже есть достаточно много интересантов и на комплексное освоение территории, и на точечную застройку. Многие компании готовы взять участки по 2-5 га. Но сейчас нам необходимо определить, где будет деловая застройка, где общественные пространства, где социальная инфраструктура. Для этого КГА в 2016 году будет делать проект планировки этой территории.
Ранее в качестве основного инвестора, с которым ведутся переговоры, назвали "Газпром".
Могу сказать, что им предлагали участие и что они не сказали нет. Пока нет смысла подробно об этом говорить.
Как планируется использовать бывшие военные объекты в Кронштадте, переданные Петербургу?
Они имеют, на мой взгляд, хорошую перспективу для развития. При этом мы не хотим перекладывать на инвесторов обязанность по получению историко-культурных экспертиз. Будем передавать готовые объекты, когда будет понятно, как их можно использовать и что с ними можно сделать. Экспертиза будет делаться за счет бюджета. Надеемся, что это упростит работу с инвесторами и повысит интерес бизнеса к таким объектам.
Исторические здания планируется использовать для туристических объектов?
Не только. Недавно "Ленфильм" присматривал один из военных городков на улице Зосимова для размещения своих производственных цехов и павильонов. Для них интерес представляет и участок, прилегающий к Финскому заливу, где очень удобно размещать временные павильоны для съемок. Если это произойдет, то будет очень перспективно для развития туризма в Кронштадте. Возникнет дополнительная зона притяжения.
Кроме того, администрация Кронштадтского района ведет активные переговоры с инвесторами по восстановлению адмиралтейства и петровского дока в исторической части Кронштадта, но все пока на начальной стадии.
Думаю, Кронштадт — это очень перспективная площадка для комплексного развития. Это отдельная территория, которая имеет перспективы развития во многих отраслях и секторах экономики в рамках комплексного подхода. А существующая транспортная доступность и развитие рядом крупных инвесторов делают ее еще более интересной.
На какой стадии работа над региональными нормативами градостроительного проектирования? Девелоперов очень волнует пересмотр нормативов по строительству социальных объектов. Будут ли они увеличены?
Задача нашего комитета — это подготовка материалов обоснования нормативов градостроительного проектирования, а конкретно — разработка демографического прогноза, расчет фактической и минимальной обеспеченности объектами регионального значения и прогноз их потребности. Мы соответствующие расчеты, базирующиеся на текущей ситуации и нашем прогнозе социально-экономического развития, произвели и предоставили в КГА. Решение за ними. По плану НГП должны быть утверждены в I квартале 2016 года.
Как вы считали?
Мы сформировали прогноз по демографии, в этот прогноз заложили коэффициент по увеличению рождаемости, снижению смертности, в том числе младенческой, и рассчитали, какой будет потребность той или иной возрастной группы в объектах регионального значения в расчете на 1 тыс. жителей. В наших расчетах учтен прогноз по росту населения Петербурга к 2030 году с 5,2 до 6,2 млн человек. Главное, что мы должны обеспечить, — чтобы уровень обеспеченности местами в социальных объектах не снижался. Сейчас фактическая обеспеченность местами в детских садах — 43 мест на 1 тыс. жителей (при потребности 45 мест). Наше предложение почти на 40% увеличить этот норматив, до 62 мест на 1 тыс. жителей. В школах текущая обеспеченность 82 места на 1 тыс. жителей (при потребности 74 места). Мы закладываем норматив 111 мест на 1 тыс. жителей.
Это сбалансированный подход, который позволяет определиться, в каком количестве нужно размещать социальные объекты и резервировать под них земельные участки. С другой стороны, объекты не должны строиться повышенными темпами. Построенные детские сады и школы передаются на баланс города, и содержать их придется за счет бюджета.
В этой работе наша задача — не определять источники финансирования для строительства таких объектов, а объективно рассчитать потребность в них. О том, как это будет воспринято бизнесом, мы не задумывались и полностью абстрагировались от интересов каких-либо групп.
Летом этого года в Смольном признали, что для запуска программы сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга были выбраны неподходящие территории: в кварталах "Конюшенная" и "Северная Коломна — Новая Голландия" не обнаружено аварийных домов, требующих расселения жителей. Как обстоят дела с аварийными зданиями на Лиговке
?
Задним умом все сильны. Легко сделать выводы, когда все исследования проведены. Мне кажется, проблема не в том, какие пилотные кварталы были выбраны. Первоначально при запуске программы был расчет на финансирование из федерального бюджета. В текущей экономической ситуации на это рассчитывать не стоит.
Первое, что необходимо сделать, это понять, есть ли на территории нового третьего квартала аварийные дома и сколько их. Результаты обследования квартала на Лиговском проспекте будут готовы в I квартале 2016 года.
Неаварийные дома на территории исторического центра, имеющие, к примеру, локальную аварийность, планируется приводить в порядок по программе капитального ремонта. Возможно, расселять не весь дом, а только отдельные аварийные квартиры. Кроме того, будем усиливать взаимодействие с районными администрациями по части выявления нежилых аварийных объектов, которые с учетом всех имеющихся ограничений могли бы быть переданы инвестору для восстановления. С точки зрения возможностей городского бюджета сейчас объективно замахиваться на что-то большее не имеет смысла.
Что касается мероприятий, которые связаны с ремонтом мостов, созданием и обустройством пешеходных и парковых зон, благоустройством территорий, они, конечно, будут реализованы.
Законопроект, посвященный программе сохранения исторического центра, наконец внесен на рассмотрение парламента.
Мы согласовали этот проект. Там раскрываются все основные вопросы, регулирующие процесс сохранения и развития на территории исторического центра, четко прописано, кто и в каких случаях может рассчитывать на компенсации и т.д. Наличие четких правил лучше ситуации, когда никаких правил нет. Но для выполнения этого закона городу нужны деньги. С этим законом у нас появляются юридические возможности, но пока нет финансовых.
Комитет курирует подготовку к ПМЭФ. В 2016 году предстоит провести форум на новой площадке в КВЦ "Экспофорум". Как идет подготовка, успеют ли завершить строительство новых подъездных путей
?
В рамках подготовки к Форуму у нас разработана "дорожная карта", раз в неделю заседает комиссия по подготовке к форуму под председательством вице-губернатора Михаила Мокрецова. Мы регулярно получаем отчет о выполненных работах как в части подготовки площадки, так и относительно строительства транспортных развязок и других дорожных объектов. Мы часто бываем и на самом объекте. Я довольна тем, как идут работы. Единственные опасения касаются сроков ввода гостиницы четыре звезды на территории КВЦ. Могу сказать, что больше ничего серьезного беспокойства с точки зрения сроков завершения работ не вызывает. До мая все будет сделано.
Биография
Елена Ульянова родилась в июне 1974 года в Ленинграде.
С 1997 по 2000 год работала аудитором в Arthur Andersen.
С 2000 по 2003 год была заместителем гендиректора по финансам Ломоносовского фарфорового завода.
В 2004–2006 годах возглавляла финансовые службы в холдинговых структурах (в области девелопмента, производства и розничной торговли).
С 2006 по 2012 год возглавляла департамент управленческого консультирования международной компании Deloitte в СПб.
В 2013-2014 годах работала в совете директоров в производственных компаниях и федеральной розничной сети.
С августа 2014-го — советник губернатора Петербурга по экономическим вопросам, в феврале 2015 года возглавила комитет по экономической политике и стратегическому планированию.