00:1505 января 201600:15
889просмотров
00:1505 января 2016
Курс на импортозамещение и государственная поддержка отрасли привели к тому, что главными игроками в отрасли все чаще становятся непрофильные инвесторы, развивающие проекты на Северо-Западе.
Государственная политика по импортозамещению в сельском хозяйстве больше похожа на лечение головной боли с помощью гильотины. Пока сельхозпроизводители безуспешно пытаются получить кредиты по адекватной ставке на развитие, правительство РФ предлагает весьма своеобразные меры поддержки. Широкий резонанс вызвала инициатива министра сельского хозяйства Александра Ткачева сжигать санкционные продукты прямо на границе, которую поддержал президент РФ Владимир Путин.
В итоге правительству досталось по полной программе: припомнили блокадный Ленинград и то, что более 20 млн жителей России живут за чертой бедности, мрачно шутили про карательные отряды "хамон", припоминали газовые камеры, Интернет заполонили картинки с толстопузыми чиновниками, пожирающими санкционную еду. Апофеозом стало сожжение 50 живых утят. Правда, как пояснили чиновники, сначала их все–таки усыпили — хоть на том спасибо. Теперь Россельхознадзор регулярно отчитывается об уничтожении контрабанды, а в оправдание чиновники приводят опыт зарубежных стран, для которых это якобы нормальная практика и никакого возмущения не вызывает. Осталось только понять, как казнь животных и сожжение сыра связаны с импортозамещением и поддержкой сельского хозяйства.
Новые инвесторы
Стоит отметить, что после введения санкций сельское хозяйство стало привлекательным для многих бизнесменов.
Среди новичков в аграрном секторе оказался сын главы "Метростроя" Николай Александров, который планирует построить в Псковской области молочную ферму за 400 млн рублей. Там же совладелец строительной компании "Дальпитерстрой" Аркадий Скоров намерен развивать производство индейки. В Ленобласти производство брынзы построит основной владелец лесного терминала "Фактор" и экс–замглавы ТУ Росимущества по региону Рамис Дебердеев. А владельцы холдинга "МегаМейд" планируют тепличный комплекс по выращиванию томатов за 2 млрд рублей. Экс–партнер Михаила Мирилашвили по холдингу "ПетроМир" Владимир Пратусевич выкупает долги обанкротившейся птицефабрики "Приморская" на 580 млн рублей.
Старожилы рынка называют их "романтиками", которые не понимают, во что ввязались. Впрочем, есть и позитивный опыт: успешно работают молочные предприятия, которые скупил экс–совладелец Балтийского банка Андрей Исаев. Продолжает развивать мясное производство совладелец банка "Россия" и партнер президента Владимира Путина по кооперативу "Озеро" Николай Шамалов в Карелии и Ленобласти, а также хозяйства "Урожайное" и "Тригорская ферма", подконтрольные топ–менеджменту ГУП "Водоканал".
Все движется к тому, что в ближайшие несколько лет сельхозрынок наводнят инвесторы, которые заработали деньги в других отраслях и теперь готовы попробовать свои силы на земле.
Ткачев
—министр
Назначение губернатора Краснодарского края Александра Ткачева на пост министра сельского хозяйства РФ стало неожиданностью — слишком длинный шлейф скандалов тянулся за ним и за его семьей. Так, подконтрольное его семье крупное предприятие «Агрокомплекс» не раз обвиняли в том, что оно скупает по дешевке других успешных игроков, используя административный ресурс.
Кроме того, племянница Александра Ткачева Анастасия в 22 года оказалась совладелицей крупных фирм с миллиардными оборотами. Прославился Александр Ткачев и тем, что после затопления Крымска, когда погиб 171 человек, на вопрос о том, почему жителей не предупредили о чрезвычайной ситуации заранее, ответил: «Что, нужно было каждого обойти? Это невозможно».
Уже в ранге министра Александр Ткачев прославился предложением сжигать санкционные продукты прямо на границе, которое вызвало бурную критику.
Продажа "Северной"
Самым серьезным событием на рынке стала продажа за $680 млн семьей голландских предпринимателей Бринк птицефабрик «Северная» и «Войсковицы» — эти предприятия занимают 5% российского рынка мяса птицы. Покупателем выступил крупнейший производитель мяса и корма для животных Таиланда Charoen Pokphand Foods Public Company Limited.
И хотя участники рынка не увидели в сделке политического аспекта, учитывая напряженную политическую и экономическую ситуацию и особую осторожность европейских инвесторов, желание голландцев выйти из российского бизнеса вполне объяснимо. С другой стороны, приход тайской компании говорит о том, что азиатские инвесторы не боятся инвестировать в Россию и, возможно, это не последние сделки с их участием. Тем более в связи с курсом на импортозамещение отрасль переживает настояший бум, а производство мяса птицы считается самым рентабельным направлением.
Скандальная «Синявинская»
Под конец года в агропроме региона разразился крупный скандал, в центре которого оказалась крупнейшая в Европе птицефабрика «Синявинская», подконтрольная депутату ЗС Ленобласти Никите Мельникову. Глава Кировского района Дмитрий Василенко обвинил предприятие в загрязнении окружающей среды и незаконной вырубке 21 га леса, где построили птичники. Результатом стало возбуждение нескольких уголовных дел в отношении птицефабрики и публичное противостояние Дмитрия Василенко с губернатором Александром Дрозденко. Глава района фактически обвинил руководство области в подтасовке документов: ходатайство премьер–министру о переводе 21 га земли лесов в земли сельхозназначения было подписано губернатором постфактум. Впрочем, Дмитрию Василенко тоже досталось — сейчас в администрации района работает прокуратура, и его уже вызывали для проверки данных правительства о коррупции.