О практической пользе прогнозов, а также о том, как стать финансовым гуру и пережить это, рассуждает Никита Демидов, управляющий по корпоративному и брокерскому бизнесу ФГ БКС.
В конце года принято подводить итоги года и давать прогнозы на год грядущий. Конечно, прогнозы востребованы всегда. Когда финансист появляется в новостной программе, ему обязательно надо спрогнозировать курс рубля к доллару. На телевидении даже есть целый деловой канал, на котором эксперты ежедневно просто фонтанируют прогнозами. Другой вопрос, кому эти прогнозы помогли заработать или хотя бы сохранить свои сбережения. Вот с этим гораздо сложнее…
Когда я много лет назад был молодым подающим надежды на успехи в экономической науке аспирантом, я с большим интересом штудировал в библиотеке ежегодные обзоры МВФ (IMF Annual Outlook). В то время МВФ начала привлекать к своей работе лучших экономистов и экспертов, а за их работой, например по России, с замиранием следила самая интеллектуальная часть нашего общества (примерно как сейчас она следит за ценами на нефть). Тогда я как раз начал разбираться с прогнозированием валютных курсов и провел ретроспективное исследование прогнозов МВФ по годовым курсам доллара к немецкой марки, фунту, иене. Результаты меня ошеломили: разница между прогнозами и реальностью не позволяла выстроить какой-либо мало-мальски вменяемой стратегии по формированию валютного портфеля на год вперед. Тем не менее, когда я, вооруженный всем арсеналом финансовой науки, пришел на валютный и фондовый рынок, я также с интересом читал прогнозы тогдашних гуру, с удовольствием обсуждал их с коллегами и клиентами. Было интересно и даже как-то романтично.
Чуть позже был освоен технический и фундаментальный анализ, были заработаны и проиграны на рынке первые деньги, а прогнозы все равно интересовали. Возникла идея составлять рейтинги аналитиков и вести анализ прогнозов на постоянной основе, чтобы выявлять лучших и прислушиваться именно к ним. Многое, что уже было понятно по части рыночного прогнозирования, замечательно систематизировал вышедший перевод книги Нассима Талеба "Одураченные случайностью" (кстати, две последующие его книги я всем настоятельно рекомендую почитать), который наукообразно, но очень остроумно высмеял всех аналитиков и околоэкономических прогнозистов.
Тем не менее меня стали регулярно приглашать на телевидение и запрашивать комментарии из газет. Так что прогнозы давать приходилось, поскольку именно их у меня почему-то и спрашивали. Понимая всю относительность и бесполезность моих мудрствований, я делал прогнозы все реже, хотя это и плохо для представителей моей профессии: когда ты постоянно на виду, то это несомненно добавляет популярности, конечно, не у девушек, но — что для нас более важно — у потенциальных клиентов. А если дать прогноз маргинальный, выпадающий из мейнстрима коллег, как, например, "к середине 2016 года доллар будет стоить 120 рублей и больше, а нефть будут разливать бесплатно", то есть шанс вообще быть разобранным на цитаты. Если однажды получится не попасть пальцем в небо, то можно прослыть гуру со всеми вытекающими из этого звания приятными последствиями.
Кстати, в 2015 году почему-то большинство моих рекомендаций были удачными (я отдавал предпочтение доллару по отношению к евро, рекомендовал клиентам по курсу от 52 до 62 рублей размещать свободные остатки в доллар и из акций хвалил префы "Сургутнефтегаза"). Это ни в коем случае не делает меня гуру! Я прекрасно помню, как я когда-то советовал со страниц "Делового Петербурга" присмотреться к сильно упавшим акциям энергетических компаний, которые за следующий год упали еще сильнее, а на телевидении года два назад уверял, что рубль вряд ли превысит в обозримом будущем уровень 45-50 за доллар. Так что я не больше гуру, чем все остальные. Просто я стараюсь немного учиться на своих ошибках и не повторять за всеми откровенные глупости на словах и главное — в делах…
А свой лучшей прогноз в уходящем году я дал продавцам овощей и фруктов на Малом проспекте В.О. (они могут подтвердить), у которых я отовариваюсь уже много лет. В середине года они огорошили меня вопросом о том, сколько будет в конце года стоить доллар. Уж не знаю, как они определили мою принадлежность к сфере инвестирования… Видимо, годы работы наложили на меня профессиональный отпечаток, а возможно, все проще — они меня увидели по городскому ТВ-каналу. Я им озвучил цифру 70 и стал… очередным одураченным случайностью.
Удачи всем в новом году и правильных инвестиционных решений!