Первые полгода Фонд капремонта Петербурга с годовым бюджетом 7 млрд рублей сотрясали скандалы. В августе они закончились назначением нового гендиректора Дениса Шабурова. Он рассказал "ДП", что изменил в работе организации и почему деньги на капремонт собирают даже с новостроек.
Летом в жилищном комитете выбрали нового руководителя для Фонда капитального ремонта. Им стал Денис Шабуров, который до этого работал заместителем председателя жилищного комитета. Его предшественник Дмитрий Локтаев, прежде чем уволиться, получил несколько выговоров за свою работу и работу подчиненных и ушел, высказав претензии к чиновникам и к их подходу к работе. Новый руководитель говорит, что подход разделяет, и укрепил взаимодействие с комитетом и другими структурами, отвечающими за работы. В интервью "ДП" он рассказал, что ждет подрядчиков в следующем году и почему жильцы должны платить взносы на капремонт, даже если их дом только что построили. Фонд капитального ремонта аккумулирует собранные с горожан взносы на капремонт и проводит конкурсы, распределяя деньги среди подрядчиков.
— Недавно Владимир Путин поддержал предложение о проверке обоснованности платежей за капремонт. На ваш взгляд, платежи обоснованы?
— Не знаю ситуацию в других регионах, но в Петербурге, считаю, обоснованы. В нашем городе они одни из самых низких в стране, к тому же плата дифференцирована и более 1 млн человек имеют льготы. В то же время при нынешней инфляции было бы нецелесообразно увеличивать платежи.
— Особенно возмущены взносами владельцы жилья в новостройках, ведь капремонт понадобится им очень нескоро.
— Во-первых, жильцы домов, которые были сданы после принятия адресной программы в феврале 2014 года, имеют право оплачивать взносы с задержкой до 5 лет. Такая норма прописана в Жилищном кодексе.
Во-вторых, несмотря на то что на новостройки действует пятилетняя гарантия, бывает, что застройщик банкротится. А построенный им дом требует капремонта из-за ошибок проектирования или нарушений в технологии строительства. Например, в Красногвардейском и Курортном районах есть такие дома, фасад там уже осыпается, а проводить капремонт по нормативам мы не можем.
— Получается, миллионы людей платят, чтобы были деньги на ремонт домов обанкротившихся компаний?
— Наши сограждане платят прежде всего за то, чтобы капитальный ремонт их домов был проведен в установленные сроки. По некоторым видам работ потребность в капремонте может возникнуть даже через 10 лет.
В любом случае, мы работаем в соответствии с Жилищным кодексом, региональной программой капремонта, составленной на 25 лет, и Краткосрочными годовыми планами капремонта, которые утверждаются правительством Санкт-Петербурга.
— В прошлом году на конкурсах фонда ждали крупные компании уровня "Группы ЛСР", а в итоге на них пришли небольшие фирмы. Есть предпосылки, что в следующем
году ситуация изменится?
— Есть специфика работ по капремонту: в строящемся доме можно спокойно развернуть стройплощадку, а при капремонте нужно как-то попадать в квартиры, договариваться с жильцами и т. д. Плюс расценки таковы, что они не всегда интересны крупным строительным организациям.
Я встречался с вице-президентом Санкт-Петербургского союза строительных компаний Львом Копланом и вице-президентом Объединения строителей Петербурга Алексеем Белоусовым. Мы хотим провести семинары, объяснить условия участия в конкурсных процедурах фонда.
Работы по капремонту в 2015 году
Источник: Фонд капремонта Петербурга
— Подрядчиков смущают и проблемы с выплатой авансов на работы. В этом году поступало много жалоб по этому поводу.
— Жалуются не все, а только некоторые. Дело в том, что конкурсы проводятся на электронной площадке Россельторга. Заявки могут подавать компании из разных городов. Нам требуется время, чтобы проверить банковскую гарантию победителя. Причем в случае с иногородней компанией это может занимать много времени. Только после подтверждения подлинности гарантии мы выплачиваем аванс. До моего прихода в фонд были случаи выплат и до подтверждения. Но я эту практику прекратил.
— Может быть, стоит проверять гарантию до того, как компания начинает работу?
— В течение 5 дней после заключения контракта подрядчик приступает к работам, а проверка гарантии занимает больше времени. От этого никуда не уйти. В 2015 году 17 компаний предоставили поддельные гарантии. Мы направили заявление в правоохранительные органы. Нужно понимать: если подрядчик выполняет работы некачественно, а гарантия — поддельная, вести претензионную работу становится очень трудно.
— В этом году было много претензионной работы?
— Была ситуация с "Грантстрой", бросившим объекты теплоснабжения. Мы нашли субподрядчиков, которые выполнили эту работу за них. Подрядчик "Трансстроймонтаж" не выполнил работы по газоснабжению, с ним был расторгнут контракт. Организация "Соло" работала по 31 кровле в Невском районе и к 14 ноября должна была сдать работы, но ко многим из них даже не приступала. Когда мы сообщили ей о расторжении контракта, рабочие вырубили мягкий слой на оставшихся крышах. Произошли протечки. Опять пришлось находить новых подрядчиков, в частности Жилкомсервис №2 Московского района, которые качественно и завершили работы. А в отношении "Соло" готовятся документы для суда.
— В подобных случаях подрядчики тоже ссылаются на невыплату аванса. Они не могут сделать работы в срок, потому что у них нет денег.
— Аванс выплачивался, хоть и частями. Я помню критику в мой адрес от таких компаний, как "Айбер-констракшн", "Экопром" и "Соло", которая публиковалась в "Деловом Петербурге". На тот период мы получили авансы от жилищного комитета на 1,6 млрд, а перечислили подрядчикам 1,5 млрд. Невыплаты были связаны с вопросами к их работе или сомнениями по поводу банковских гарантий. У нас работали 86 подрядчиков, претензии были лишь у некоторых. И у фонда есть к ним ответные претензии.
На фото: Россия Санкт-Петербург.
Круглый стол АБН "ЖКХ новые тарифы".
слева направо
Обрядин Андрей, председатель комиссии по ЖКХ в Общественном Совете по развитию малого предпринимательства.
Коптин Дмитрий, председатель Комитета по тарифам
Шабуров Денис, начальник управления Жилищного комитета
— Есть ли планы, как сделать процесс капремонта дома более прозрачным для жильцов, раз уж они вносят свои деньги на это, — чтобы они могли контролировать ход
работ и влиять на них?
— Фонд направляет уведомления собственникам в письменной форме о сметной стоимости ремонта, сроках его проведения. Что касается процесса проведения общего собрания собственников, то это проблема не Фонда, а общероссийская. Часто собрания превращаются в фильм "Гараж" Эльдара Рязанова. При нынешнем развитии электронных систем нужно вводить электронное голосование, тем более законом такая возможность предусмотрена. Сегодня на каждый объект составляется акт приемки работ, который подписывает человек, выбранный общим собранием собственников помещения.
— Но мы же понимаем, как проходят эти собрания, как выбирается представитель жильцов…
— За подделку протокола общего собрания предусмотрена уголовная ответственность, и люди обращаются в правоохранительные органы, и фонд обращается. Все эти моменты строго регулируются законом. Фонд же контролирует каждый вид работ, за каждым объектом закреплен инженер. Мы взаимодействуем с районными администрациями, жилищными агентствами. В службе строительного контроля сегодня в штате 137 человек.
— Вы являетесь главой Фонда капремонта с августа. Что вы изменили в работе фонда за это время?
— Изменения коснулись процесса приемки выполненных работ. Более тщательно стали готовиться документы: сметы, дефектные ведомости. Введены в практику еженедельные объезды по субботам по объектам руководящего состава. Были внесены изменения в штатную структуру. Много занимаюсь лично работой с людьми: ведь коллектив только формируется и надо понимать, кто чем дышит. Также я организовал более тесное взаимодействие между фондом, Жилищным комитетом и районными администрациями. Только в едином ритме можно решать сложнейшие задачи капремонта.
— Но ваш предшественник уволился со скандалом. Его увольнению предшествовали выговоры со стороны курирующего вице-губернатора Игоря Албина. А теперь, как
вы говорите, значительных изменений нет. Зачем же тогда было менять руководителя?
— Во-первых, не я писал заявление на увольнение. Это была инициатива Дмитрия Сергеевича. И я не принимал управленческих решений. Во-вторых, я, как и еще восемь претендентов, принял участие в открытом конкурсе на замещение этой должности. Считаю, что 11 лет опыта работы в системе ЖКХ позволят мне справиться с задачами, стоящими перед фондом.
— Есть мнение, что вас как выходца из жилищного комитета назначили, чтобы усилить контроль комитета над фондом. Ведь раньше сам комитет распределял через
районные администрации и ГУЖА деньги на работы, а теперь ему приходится делать это через фонд.
— Жилищный комитет — это орган, который, согласно Жилищному кодексу, контролирует фонд и является главным распределителем бюджета на капремонт. У нас работает совет фонда. Регулярно собирается попечительский совет, в составе которого депутаты ЗС, представители общественных движений.
— Как вы ведете себя с так называемыми лоббистами, которые стараются заранее получить поддержку для своих компаний?
— Я говорю: "Приходите на конкурс, участвуйте". Лоббисты были, есть и будут. Но в фонде прозрачная процедура проведения торгов, жесткий контроль со стороны ФАС, и условия для всех равны.
— Когда я общалась с вашим предшественником примерно год назад, он жаловался на жуткую бюрократию в процессе работы и перемещения денег между жилищным
комитетом, фондом, подрядчиками и т. д. Сейчас эта проблема все еще существует?
— Нужно понимать, что 7 млрд рублей в год — это деньги из бюджета. Они всегда находятся на особом контроле, и регламент, который мой предшественник называл "бюрократическими процедурами", создан, чтобы деньги тратились только по прямому назначению. Я не вижу в этом никакой проблемы.
Подрядчики, которые работали в 2015 году по заказам Фонда капремонта
Источник: Фонд капремонта Петербурга