Россия. Санкт-Петербург. Петербургский Международный Экономический Форум 2009. Круглый стол "Современные логистические системы". На снимке: Олег Белозеров, заместитель Министра транспорта Российской Федерации.
00:0515 января 201600:05
6685просмотров
00:0515 января 2016
РЖД будут активнее продавать непрофильную недвижимость, чтобы повысить свои доходы в кризис. "ДП" выяснил, какие объекты попадут на торги в Петербурге и Ленобласти. Их реализация может принести монополисту дополнительный доход в 200 млн рублей.
Компания
РЖД
намерена увеличить свои доходы за счет продажи непрофильной недвижимости. В частности, в Петербурге и Ленобласти для этих целей отобрано более 20 объектов совокупной стартовой ценой не менее 200 млн рублей (см. таблицу). Многие из них не первый год стоят в планах на продажу. Однако в последнее время железнодорожный монополист стал энергичнее торговать недвижимостью, отмечают в Российском аукционном доме, на площадке которого происходят торги РЖД.
На ближайшем аукционе, 25 февраля, намечена продажа детского лагеря "Экспресс" в Выборгском районе Ленобласти. Речь идет, по сути, о продаже земельного участка площадью 8,73 га, сам лагерь много лет не используется, здания полуразрушены. Их можно снести, построив на их месте коттеджный поселок или базу отдыха, говорят эксперты.
По мнению главы офиса компании JLL в Санкт-Петербурге Андрея Амосова, из-за сложной экономической ситуации спрос инвесторов даже на качественные объекты недвижимости очень сдержанный. "По нашим оценкам, в 2015 году объем инвестиционных сделок на рынке недвижимости Петербурга снизился по сравнению с предыдущим годом почти в 6 раз — до $61 млн! В такой ситуации не приходится рассчитывать на интерес к нестандартным объектам. А именно к таким относятся железнодорожные депо, пути и оздоровительные лагеря, требующие дополнительных финансовых вложений в их развитие. Потенциальный покупатель объекта недвижимости должен понимать перспективы актива и его доходности в горизонте 3-5 лет, что в данном случае затруднительно", — считает Андрей Амосов.
Некоторые объекты недвижимости РЖД в Петербурге и Ленобласти, предназначенные для продажи.
Источник: РЖД
Начальник департамента по работе с госкорпорациями РАД Елена Тарасова добавляет: "Крупный бизнес проводит массовую ревизию своих активов, выявляет непрофильное имущество и включает его в хозяйственный оборот. Таким образом реализуется стратегия оптимизации бизнеса и привлечения в бюджет компаний дополнительных средств для развития. РЖД тоже активно включились в этот процесс. Учитывая, что компания является одним из крупнейших владельцев недвижимости в России, стратегия по высвобождению неэффективно используемых активов может существенно повысить капитализацию компании и снизить нагрузку на государственную казну".
По ее словам, РАД сотрудничает с РЖД с 2010 года. На торги попадает непрофильное имущество — земельные участки, здания, бывшие базы отдыха и прочее. Преимущество активов РЖД в том, что эти объекты, как правило, некрупные и недорогие. Наибольшим спросом у инвесторов пользуются объекты под коммерческие и жилые проекты в крупных городах, но таких лотов меньшинство, отмечает Елена Тарасова.
Объем переданных на реализацию активов растет с каждым годом. На сегодняшний день в рамках сотрудничества с РЖД продано около 400 объектов на общую сумму более 1 млрд рублей. Сейчас РАД готовит к продаже более 18 объектов РЖД по всей стране, из них в Петербурге и Ленобласти — два.
"Все объекты, выставленные на продажу, оцениваются по рыночной стоимости, но продажа происходит не в момент оценки актива, а существенно позже, после экспозиции актива на рынке, которая занимает от одного до нескольких месяцев. Сейчас из-за снижения курса рубля начальная цена актива в момент продажи оказывается выше рынка, и ждать ее существенного повышения в ходе торгов едва ли разумно. В текущих реалиях рынка продажа актива по начальной цене — положительный результат", — комментирует Елена Тарасова.
Планы по продаже недвижимости РЖД соответствуют общему федеральному тренду, обозначенному на вчерашнем Гайдаровском форуме министром финансов РФ Антоном Силуановым. Он заявил, что приватизация государственного имущества в условиях кризиса поможет существенно пополнить бюджет, доходная часть которого сильно похудела из-за обвала цен на углеводороды и обострения политической ситуации в России. "Задача состоит в том, чтобы получить примерно 1 трлн рублей за 2 года при помощи дополнительного привлечения средств от реализации имущества государства, это вполне реалистичная цифра. И все это дает возможность нам говорить о лучшей балансировке бюджета", — считает Силуанов. Напомним, в числе наиболее обсуждаемых активов для продажи — Сбербанк и ВТБ.
Для РЖД тема увеличения доходов тоже очень актуальна. По данным главы РЖД Олега Белозерова, пассажирооборот компании в 2015 году в целом снизился на 6,6%, в частности на поездах дальнего сообщения — на 7%, в пригородном сообщении — на 5% по сравнению с показателями 2014 года. Грузооборот потерял меньше — всего 1% (общий объем годовой погрузки до 1,215 млрд тонн). Однако учитывая, что в 2014-м погрузка выросла на 4,7%, прошлогодняя потеря довольно ощутима для компании. В этом году пассажирский и грузовой оборот РЖД продолжит снижение вслед за падением экономики, считает гендиректор компании Infoline Михаил Бурмистров.
Белозеров заявил, что сокращать инвестпрограмму РЖД пока не намерены, а будут снижать издержки компании и наращивать доходы. В частности за счет роста цен на билеты (с 1 января 2016 года стоимость билетов на поезда дальнего следования повысилась на 4-5%). А также за счет привлечения на железную дорогу грузов с других видов транспорта (прежде всего — автомобильного). Для этого годовое повышение тарифов на грузоперевозки ограничено на уровне 7,5%.
По итогам 9 месяцев 2015 года (годовых итогов пока нет) чистый убыток РЖД составил 8,88 млрд рублей (сократился в 2,7 раза по сравнению с тем же периодом 2014-го), выручка — 1,125 трлн рублей (рост на 8,5%). При этом долгосрочные обязательства компании за этот период выросли на 19% — до 959 млрд рублей. В 2014 году РЖД получили убыток в размере 99,32 млрд рублей. Главная причина — отказ государства индексировать грузовые тарифы компании. В 2015 году тарифы были увеличены на 10%, что позволило РЖД сократить убыток.