Холод и нехватка солнца могут стать причиной плохого настроения и повлиять на работоспособность человека. Но есть один хороший способ преодолеть зимнюю депрессию, пишет профессор стратегического менеджмента Cass Business School Паула Яжабковски.
Не секрет — немало людей страдает от зимней депрессии. Холод, нехватка солнца, короткие световые дни — все это (не говоря об экономических новостях) может стать источником плохого настроения и мрачных перспектив и повлиять на работоспособность человека. Один из хороших способов преодоления зимней депрессии на работе — юмор. Менеджеры не думают о юморе как об управленческом решении, когда возникает конфликтная ситуация и стороны не могут найти согласованное решение. Но вот наше двухлетнее исследование показало, что юмор является доминирующей динамикой на рабочем месте. Смех дает возможность персоналу привлечь внимание к трудностям и парадоксальным ситуациям, когда не удается удовлетворить соперничающие друг с другом потребности.
Не все испытывают напряженность одинаково, а иногда решение для одной стороны может быть проблемой для другой. Смех — неопасный способ, которым люди выражают свои негативные эмоции и привлекают других на свою сторону. Умение смеяться дает возможность найти обходное решение для противоречивых ситуаций для обеих сторон или по крайней мере признать, что решение является приемлемым компромиссом, чтобы добиться выполнения работы. Юмор устраняет барьеры, даже несогласные друг с другом люди могут вместе посмеяться. Да, начальник своей уместной шуткой может нейтрализовать конфликт, но не нужно рассматривать юмор как инструмент управления. Менеджер не может просто отпустить пару шуток и ждать, что команда энергично возьмется за дело и выдаст решение проблемы. Иногда люди используют юмор губительно, чтобы подчеркнуть нелепость ситуации, таким образом освобождая себя от чувства вины в случае неудачного осуществления проекта. Смех помогает сплотить коллектив, чтобы противостоять преобразованиям, которые кажутся сотрудникам невыполнимыми задачами.
Юмор — полезный индикатор происходящего в бизнесе. Вместо того чтобы просто исключить юмор как ненужное развлечение, менеджеры должны думать о том, как умение смеяться может породить чувство солидарности в сотрудниках и генерировать решения проблем. В то же время юмор, основывающийся на сопротивлении, указывает на то, что подчиненные чувствуют, что барьеры непреодолимы, и здесь требуется новый подход.
Все предприятия сталкиваются с противоречивыми ситуациями и конкурирующими целями. Менеджеры могут уделять больше внимания юмору — простому повседневному решению конфликтов, который поможет выявить болевые точки в бизнесе и "облегчить боль".