Европейские банки отказывают в обслуживании российским миллиардерам. Бизнесмены забирают сбережения и ищут им применение на родине. Тем более что вход на российские рынки для владельцев валютных капиталов резко подешевел.
Как стало известно "ДП", в начале года европейские банки отказали в обслуживании нескольким петербургским миллиардерам. Бизнесмены и чиновники, размещающие средства за рубежом, афишировать истории своих взаимоотношений с иностранными банками не хотят. Тем не менее опрошенные "ДП" петербургские миллиардеры подтвердили, что, действительно, проблемы с обслуживанием у некоторых российских бизнесменов и чиновников возникают. Сложно стало не только открыть счет за рубежом, но и получить кредит, провести расчеты между иностранной компанией и ее российской "дочкой", а также оплатить через иностранный банк приобретенные российским инвестором заграничные активы.
На новую потребность российских бизнесменов быстро отреагировали банкиры. "Сбербанк уже создал специальный сервис, помогающий клиентам вернуть на родину деньги из Европы", — говорит один из бизнесменов. Некоторые миллиардеры, чтобы избежать проблем, оперативно оформили себе гражданство других государств, например, очень популярен Люксембург.
"У бизнесменов возникают проблемы при обслуживании в банках Европы и США. Не все могут об этом открыто рассказать, потому что не всегда это были прямые, легальные пути перевода денег, — говорит Вагиф Мамишев, совладелец и глава ГК "Петровский строитель". — Мы работаем только с отечественными банками, поэтому с такой проблемой не сталкивались".
Борьба с отмыванием и террором
Читайте также:
Банки
В России создадут еще один государственный банк
Прежде всего проблемы возникают у предпринимателей и чиновников в связи с необходимостью подтверждать происхождение капиталов, уплату налогов в соответствии с нормами межправительственной организации The Financial Action Task Force (FATF, создана в 1989 году по решению стран "Большой семерки"). Это основной международный институт, занимающийся разработкой и внедрением стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
По словам
Игоря Водопьянова
, управляющего партнера УК "Теорема", борьба с отмыванием денег в западных странах идет последние года три и не связана с политическими и экономическими санкциями: "Они требуют указывать конечных бенефициаров компаний, которые размещают средства в банках западных стран, и с большой неохотой открывают счета, если им отказывают".
Весной 2014 года, после того как Россия присоединила Крым, а страны Запада в ответ ввели санкции в отношении некоторых российских компаний, банков, чиновников, олигархов, отказ в обслуживании российских клиентов стал обычным делом для европейских банкиров.
С проблемами в западных банках столкнулась экс–глава Минсельхоза РФ и госкорпорации "Росагролизинг" Елена Скрынник, на счетах которой в Швейцарии в октябре 2015 года было арестовано $61,2 млн. Бывшую чиновницу, проживающую во Франции, подозревают в отмывании денег: в 2007–2012 годах на различные швейцарские счета Скрынник было переведено $140 млн.
В 2014 году в Италии были арестованы активы Аркадия Ротенберга на 30 млн евро и его счета в местных банках.
"Борьба с российскими вкладчиками усилилась после падения малайзийского боинга. Европейский ЦБ резко ужесточил политику в отношении держателей счетов российского происхождения. Многие бизнесмены получили извещения о закрытии своих европейских счетов", — говорит управляющий партнер Fort Group Максим Левченко.
"Финансисты сами не хотят попасть под санкции, получить претензии со стороны надзорных органов", — говорит Сергей Бодрунов. В связи с этим банкиры тщательно изучают не только бенефициаров, но и, например, партнеров компании: не попадают ли они под санкции, за счет какой деятельности компания получает доход и т. п.
С Запада на Восток
Ранее российские бизнесмены и чиновники охотно открывали депозиты в кредитных организациях Швейцарии и Англии. Сегодня же предприниматели пользуются в основном услугами латвийских финансовых институтов, а чиновники предпочитают открывать счета в гонконгских кредитных организациях, отмечают бизнесмены. Впрочем, и эти банки вскоре могут отказать россиянам.
"Наша компания не сталкивалась с проблемами в иностранных банках. Но от коллег по рынку знаю, что иностранные банки действительно закручивают гайки. В Европе идет борьба с серыми схемами легализации доходов. Поэтому они ужесточили требования к российским клиентам. Соотечественники все чаще вынуждены использовать для размещения средств в Европе азиатские юрисдикции (Гонконг, Сингапур). Но в последнее время и с этим возникли сложности. Особенно это касается фирм, связанных с военно–промышленным комплексом. Проблемы возникают даже у компаний, не попавших под санкции бизнесменов", — говорит Александр Рассудов, председатель совета директоров "Лидер Групп".
Перечень популярных у наших соотечественников иностранных банков стремительно сокращается. В прошлом году стало известно, что крупнейшие банки Швейцарии предложили россиянам, чьи вклады не превышают $5 млн, закрыть счета. В случае отказа банкиры обещали установить комиссию за ведение счета в размере 1 тыс. франков в месяц.
Прежде россияне охотно пользовались услугами кипрских банкиров, но после произошедшего в этой стране в 2013 году кризиса российские бизнесмены боятся размещать там средства. "Вследствие действий европейского ЦБ многие потеряли в кипрских банках от 30 до 50% своих сбережений и боятся повторения этого сценария", — замечает один из предпринимателей.
Куда вложить деньги
Бизнесменам и чиновникам ничего не остается, как возвращать средства на родину. Только куда их вложить?
"Сейчас очень актуален вопрос: что делать россиянам со свободными деньгами? Европейские банки для нас закрыты, бизнес в Европе россияне делать не умеют и не рискуют, российские банки один за другим лопаются (деньги воруют даже из ячеек). Так что остается только одна возможность — вкладывать в отечественную недвижимость. Тем более что с этого рынка ушли из–за политических проблем многие иностранные инвесторы. Это драйвер для инвестиционной активности российского бизнеса", — говорит Максим Левченко. Он добавил, что сейчас из–за сильной девальвации рубля вход на российский рынок недвижимости для инвесторов с капиталами в инвалюте очень подешевел.
Сергей Бодрунов с коллегой не соглашается: "О коммерческой недвижимости я даже говорить не буду. В России это очень плохой объект для инвестиций. Можно еще рассматривать жилье, но с очень большой осторожностью. Намного интереснее сегодня вкладываться в иностранную недвижимость — в Европе, Индии, Малайзии. Здесь можно ожидать хоть какого–то роста. В России рынок недвижимости может начать расти не раньше чем через 5–10 лет, когда страна начнет выбираться из системного кризиса. И это при условии, что вскоре в стране начнутся реформы. Я сейчас вкладываюсь в России в IT–сектор и машиностроение, ориентированное на импортозамещение".
По данным
Knight Frank
, россияне стали энергичнее вкладывать в зарубежную недвижимость, которая, в отличие от российской, дорожает, хотя и незначительно — в среднем на 2% за 2015 год. В 2015 году 85% приобретаемой за рубежом россиянами недвижимости было куплено в инвестиционных целях, в то время как в 2014 году этот показатель составлял 50%.
Впрочем, с этим инструментом уже возникают проблемы. Так, в США с целью проверки чистоты капиталов решено проверить всех владельцев элитной недвижимости на Манхэттене.
“
Если у кого–то проблемы и возникали, я думаю, это единичные случаи. У меня есть счета и за границей, и никаких проблем я не испытываю. Тут вопрос может стоять, если непонятна природа денег. Есть и другая проблема — санкции, а если это не касается санкций, мне кажется, это надуманная проблема. У любого банка — не важно, российского, американского, мексиканского, — если возникают вопросы к природе возникновения денег, то они, естественно, имеют вопросы к таким клиентам. А если все прозрачно, ты в своей стране заплатил все налоги, то волен свои деньги хранить там, где хочешь.
Максим Шубарев
председатель совета директоров холдинга Setl Group
“
Очень сложно отследить движение капитала российских предпринимателей, оценить, сколько средств они хранят в иностранных банках. У России нет соглашений с другими государствами, финансовыми институтами об обмене такой информацией. А, например, у налоговой службы США есть соглашения со многими странами и иностранными банками, в том числе и с некоторыми российскими, о предоставлении финансовыми организациями данных о своих клиентах — физических и юридических лицах — резидентах США.
Дмитрий Кумановский
начальник аналитического отдела ИК "ЛМС"