Смольный создал замкнутый круг с секвестированием бюджета: комитетам сокращают бюджеты из-за банкротства их подрядчиков, которые банкротятся, потому что комитетам сокращают бюджеты.
Трем комитетам, которые ежегодно распределяют основной объем госзаказа среди бизнеса, — комитетам по строительству, энергетике и дорожной инфраструктуре — снова урезают бюджеты. В 2015 году бюджеты комитетов уже секвестировали. Теперь сократить их распорядился губернатор Георгий Полтавченко, сославшись на то, что чиновники потратили менее 95% денег, выделенных им в прошлом году.
Сокращение составит "разницу между реальным исполнением и 95%". Таким образом, наименее ощутимым оно будет для комитета по энергетике, который в 2015 году не смог потратить 831 млн рублей. Для этого комитета разница составляет всего 0,2%. Чуть больше сократят бюджет комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) — на 2,7%. КРТИ не потратил 2,2 млрд рублей в 2015 году. А вот комитет по строительству, исходя из этой формулы, ждет значительный секвестр на 21,8%, поскольку неисполнение комитета в 2015 году составило 5,7 млрд рублей.
Вводя такую практику, Смольный создает замкнутый круг: из-за урезания бюджетов подрядчики, которые годами "сидели на игле госзаказа", остаются без привычных объемов работ, банкротятся и создают своим заказчикам, чиновникам, тот самый показатель неисполнения бюджета.
В результате компании банкротятся и бросают незавершенные объекты. Комитет расторгает с ними контракты, а это сложная бюрократическая процедура, она требует судебных разбирательств и затягивается в самом лучшем случае на несколько месяцев, а чаще на год. Затем комитет объявляет новый конкурс, ищет нового подрядчика для завершения работ. Тем временем год заканчивается, и бюджет оказывается неисполненным.
Так, в минувшем году неисполнение бюджета комитету по строительству обеспечила в основном компания "Единые решения", о которой "ДП" недавно рассказывал. С подрядчиком расторгли договоры более чем на 6 млрд рублей, по которым он выполнил лишь часть работ. В свою очередь, в "Единых решениях" как раз жаловались на задержки выплат и урезания со стороны Смольного.
Такая же ситуация и с КРТИ, у которого обанкротился крупнейший подрядчик "Мостоотряд №19", а второй крупный подрядчик "Мостострой №6" находится в предбанкротном состоянии. Работы, которые выполняли компании, стоили более 10 млрд рублей, так что исполнение бюджета более чем на 94% в этих условиях — это скорее успех, чем неудача комитета.
В КРТИ уже прогнозируют проблемы с дорожными работами из-за урезания бюджета. Еще до сегодняшней новости глава комитета Сергей Харлашкин признавался, что сокращение финансирования повлияет на состояние дорожной сети.
Руководитель Дирекции транспортного строительства (ДТС) Сергей Морозов также констатирует серьезную нехватку бюджета. По его словам, 35% дорог в Петербурге разбиты, и чтобы сократить этот показатель хотя бы до 15% к 2020 году, требуется выделять ежегодно вдвое больше денег. Так, на 2016 год Дирекция просила выделить 7 млрд рублей на текущий ремонт дорог (замена верхнего слоя асфальта). Однако на эти цели в бюджете заложили менее 3 млрд рублей. При этом существует госпрограмма по сокращению количества разбитых дорог (официально они называются дорогами, находящимися в ненормативном состоянии), привязанная к чемпионату мира по футболу 2018 года. По ней ежегодно нужно сокращать число ненормативных дорог на 3-5%, и, таким образом, с действующим финансированием комитет выполнить ее не сможет.
Прогнозы дорожников на будущий год в свете таких новостей крайне печальны. "В лучшем случае нам удастся поддерживать дорожную сеть в том состоянии, в котором она находится сейчас", — говорит руководитель объединения "ДОРМОСТ" Кирилл Иванов. Он отмечает, что опытные подрядчики, способные качественно выполнять работы, уходят с рынка. Новые компании, как правило, создаются людьми, работавшими в смежных или вообще совсем в других отраслях. Помимо того что им будет непросто справляться с большим объемом работ качественно, проблемы могут возникнуть и у них самих. "В существующей ситуации, сложившейся в нашей стране, с существующим отношением к строителям из бизнеса будут только высасывать деньги", — заключает Кирилл Иванов.
Так выглядит замкнутый круг с секвестированием бюджета:
- в условиях кризиса Смольный урезает бюджет комитета;
- комитет урезает бюджет работ для своего подрядчика;
- подрядчик пытается сделать прежние работы за меньшие деньги;
- из-за инфляции подрядчику это не удается;
- подрядчик несет убытки и копит долги перед субподрядчиками;
- субподрядчики подают иски к подрядчику;
- строительство объекта приостанавливается;
- комитет выписывает подрядчику штрафы;
- подрядчик подает на банкротство;
- комитет подает иск в суд о расторжении контакта с подрядчиком;
- комитет просит банк-гарант выплатить гарантию, выданную обанкротившемуся подрядчику;
- банк отказывается это делать;
- комитет подает в суд на банк-гарант;
- комитет объявляет небольшой конкурс на заморозку объекта;
- комитет объявляет конкурс на достройку объекта;
- заканчивается год, бюджет комитета не исполнен;
- в условиях кризиса Смольный урезает бюджет комитета.