Корреспондент Марина Васильева о том, почему количество административных барьеров для бизнеса не снижается.
И региональные, и федеральные власти регулярно отчитываются о снижении административных барьеров, не говоря уже о планах. То сокращаются сроки присоединения к электричеству, то очередную услугу делают доступной по телефону или в Сети. Но законопроекты и ленты новостей показывают обратное, и такими темпами рубрика "Как открыть дело за 5 шагов" в "ДП" скоро превратится как минимум в 10 шагов, если не больше. Например, чтобы открыть бар, нужно теперь установить систему ЕГАИС, купить ключи к ней, научиться с ней работать. А скоро такая же система появится для кассовых аппаратов.
Переход в онлайн — это, конечно, удобно, инновационно, а со временем и вовсе неизбежно. Но первое, что спрашивают предприниматели, видя закон об очередной недешевой программе, которую нужно будет приобрести и установить, — почему такие нововведения появляются именно в кризис. А несколько лет назад более актуальным был другой вопрос: почему разработчик только один? Например, на гостиничном рынке шестым шагом при открытии бизнеса давно стала покупка программы регистрации постояльцев у монополиста.
Дело не только в выросших затратах, но и в том, что путь к своему делу может оказаться настолько запутанным, что многие решат с него свернуть. Один из петербургских общественников на все круглые столы по энергетике приносил распечатанное постановление правительства № 442, по которому 15 тыс. предпринимателей оказались вне закона. Выглядит оно, прямо скажем, угрожающе: стопка бумаги, по объему сопоставимая с "Войной и миром". Тезис этого общественника состоял в том, что рядовой предприниматель не может прочитать такое постановление. Но стопка бумаги развивала эту мысль, внушая присутствующим подозрение, что его не мог прочитать даже тот, кто его составил, и уж тем более тот, кто подписал.
В итоге петербургские ИП, даже те, кто раньше занимался преподаванием истории музыки или работал столяром, учатся рисовать однолинейные схемы энергоснабжения, пишут обращения к власти и общественникам, напоминающие диссертации. Каждый второй владелец торгового павильона в Петербурге знает всю историю отраслевого законодательства за 10–15 лет. Государство заставляет бизнес не просто быть пользователем услуг, но и знать, как они устроены, "уметь собрать и разобрать", причем без инструкции. Иронично, что "в разработчики" этих самых государственных услуг бизнес не пускают: оценка регулирующего воздействия не работает. Предприниматели уже несколько лет сетуют, что те акты, которым бизнес выставляет низкую оценку, принимаются, а те, которые оценивают позитивно, — отклоняются или зависают на стадии доработки на годы.