Контракты, заключенные до девальвации рубля, принесли судостроителям одни убытки. Они просят госзаказчиков доплатить за ледоколы почти 2 млрд рублей, так как им не хватает средств на закупку импортных компонентов и оплату кредитов.
Как стало известно "ДП", за доплатой на достройку судов в Правительство России обратились ООО "Балтийский завод-судостроение" (БЗС, "дочка" государственной Объединенной судостроительной корпорации, ОСК), "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ, тоже входит в ОСК). Они просят доплат на достройку ледоколов, стоимость строительства которых выбилась из сметы. Расходы резко возросли из-за увеличения процентных ставок по кредитам и девальвации рубля, так как суда оснащаются импортным оборудованием.
Невезучий проект
БЗС требуется более 1 млрд рублей на достройку дизель-электрического ледокола 25 МВт проекта 22600, сообщили в ОСК. Дополнительные средства пойдут на закупку импортного оборудования.
Контракт на строительство этого судна за 7,94 млрд рублей ФГУП "Росморпорт" подписало с ОСК в декабре 2011 года. А в марте 2012-го БЗС приступила к строительству. Передать судно заказчику планировалось в конце 2015 года.
Не прошло и 2 лет с начала резки металла, как проектировщики ЗАО ЦКБ "ОСК-Айсберг", составлявшие рабочую документацию, выявили 2,5 тыс. т избыточного веса. Работы остановили и занялись пересчетом. Строительство возобновилось только в феврале 2014 года — за месяц до аннексии Крыма. Сразу после этого начались проблемы с поставками комплектующих из Европы и США, а затем грянула девальвация рубля.
Тогда еще, чтобы ускорить строительство судна, БЗС планировала передать изготовление надстройки германской Nordic Yards Виталия Юсуфова. Но теперь приоритеты изменились: главное не сроки, а экономия. Из этих соображений БЗС взялась за надстройку сама.
Выделение дополнительных средств одобрили Минтранс и Минпромторг, последнее слово за главой правительства РФ Дмитрием Медведевым.
Остальные ледоколы не требуют дополнительного финансирования, уверяют в ОСК. Так как суда либо комплектуются изделиями российских производителей, либо расходы на импортное оборудование учитываются в контракте в иностранной валюте.
На грани остановки
ВСЗ просит доплатить 850 млн рублей. Контракт на строительство трех дизель-электрических ледоколов 16МВт по 4,06 млрд рублей каждый для Росморпорта верфь получила, как и БЗС, в 2012 году. Первые два судна уже переданы заказчику. Третье на подходе. Ранее замминистра транспорта РФ Виктор Олерский заявлял "ДП", что ведомство готовит предложения правительству по компенсации убытков судозаводов по госзаказу, и в частности по ВСЗ.
Однако пока никаких решений не принято. Глава ВСЗ Александр Соловьев надеется получить дополнительное финансирование. "К апрелю мы выберем все средства. Надеюсь, мы получим финансирование, ведь третий ледокол готов на 90%", — полагает Александр Соловьев.
Вышли в ноль
С угрозой убытков столкнулось и ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" — она строит катера для ФСБ. В изделиях используются возросшие в цене импортные комплектующие. "Мы решили этот вопрос с заказчиком. Он компенсировал валютную разницу, и мы вышли почти в ноль", — говорит гендиректор верфи Леонид Грабовец.
Европейских поставщиков, отказавших снабжать завод комплектующими, поменяли на китайских. Так, германская MTU перестала поставлять дизели "Алмазу" и "Северным верфям". Теперь "Алмаз" перешел на китайские изделия. "О качестве китайской продукции ничего не могу сказать. Они поставляют нам продукцию сейчас. Надо ее установить, испытать. Потом делать выводы", — отметил Леонид Грабовец.
"Адмиралтейские верфи", сооружающие неатомные подводные лодки для ВМФ РФ, девальвация не задела — предприятие использует комплектующие отечественных поставщиков, а их продукция не подвержена сильному влиянию девальвации.