Сергей Эмдин покинул пост гендиректора ООО "Воздушные ворота Северной столицы", управляющей компании аэропорта Пулково. Новым руководителем совет директоров компании назначил директора по снабжению Сергея Фурса, которому предстоит наладить расстроенные отношения с арендаторами.
Сергей Эмдин покинул пост генерального директора ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково). Новым руководителем совет директоров компании назначил Сергея Фурса, который c 2010 года работает в ВВСС директором по снабжению.
В пресс-службе компании пояснили, что Сергей Эмдин самостоятельно решил сменить работу. Теперь он будет трудиться в группе ВТБ и войдет в совет директоров ВВСС. "ВТБ Капитал", входящий в группу ВТБ, — главный пайщик ВВСС: ему принадлежит 57,5% долей, германскому оператору аэропортов Fraport AG — 35,5%, а греческой Copelouzos Group — 7%.
Впервые информация о том, что Сергей Эмдин уходит из ВВСС, появилась в начале 2015 года. Тогда "ДП" писал, что его прочат на место исполняющего обязанности губернатора Иркутской области. Она хорошо знакома Эмдину (хотя он и родился в Ленинграде в 1971 году в семье преподавателя университета им. Бонч–Бруевича): с 2002 по 2009 год Эмдин возглавлял крупнейшую компанию региона с оборотом 62 млрд рублей — ОАО "Иркутскэнерго", контролируемое Олегом Дерипаской.
Позже планы Кремля изменились. Эмдин остался на месте. Хотя разговоры о том, что он скоро уйдет, продолжались. "Его нанимали для реконструкции аэропорта. Он справился прекрасно. Теперь пришла пора другого менеджмента, который сосредоточится на улучшении результатов финансово-хозяйственной деятельности", — говорили эксперты.
С 2014 года финансовый результат ВВСС ухудшается. За прошлый год ВВСС потеряли 800 тыс. пассажиров. Пассажиропоток аэропорта сократился на 5,6%, до 13,5 млн человек с 14,3 млн в 2014 году, из-за снижения спроса на международные перелеты. Аэропорт покидают перевозчики. С начала 2015 года 14 авиакомпаний прекратили рейсы из Петербурга.
Выручка ВВСС по итогам 2015 года выросла на 15%, до 14 млрд рублей, благодаря девальвации рубля (часть дохода компания получает в иностранной валюте). Убытки ВВСС не раскрывают. В 2014 году чистый убыток превысил выручку и достиг 14,6 млрд рублей из-за переоценки кредитов в иностранной валюте.
Долговая нагрузка компании — это затраты на строительство нового (170 тыс. м2), реконструкцию старого терминала, модернизацию аэродромной инфраструктуры — 1,2 млрд евро. Вернуть их с прибылью инвесторы рассчитывают до 2039 года, когда завершится срок соглашения ВВСС со Смольным о государственно-частном партнерстве. "Мы признательны Сергею Эмдину за вклад в реконструкцию и развитие аэропорта Пулково. Под его руководством был построен современный пассажирский терминал, пассажиропоток аэропорта и выручка компании увеличились в два раза", — заявил Юрий Соловьев, первый заместитель президента – председателя правления ВТБ.
Теперь, когда пропускная способность Пулково увеличена до 18 млн пассажиров в год, главная задача менеджмента — нарастить обороты, повысить авиационные доходы (плата авиакомпаний за пользование аэропортом) и неавиационные (доход от арендаторов аэровокзала, бизнес-центров, гостиницы).
За время правления Сергея Эмдина не раз возникали скандалы с арендаторами, недовольными разными видами арендных платежей и их размером, процедурами распределения торговых площадей. Последний конфликт произошел с ЗАО "Такси Пулково" Алексея Эвентова (собственник крупной таксомоторной компании). Его фирма занималась организацией таксомоторных перевозок в аэропорту до начала 2015 года. Тогда ВВСС расторгли договор с ЗАО, объяснив это тем, что компания не платит за аренду — задолженность взыскали по суду.
Налаживать отношения с арендаторами и авиакомпаниями теперь будет Сергей Фурс, уроженец Брянской области, окончивший в 1992 году Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск стратегического назначения, а в 2001 году — Государственный университет управления в Москве.
Занимал руководящие должности в компаниях группы "Северсталь". Работал директором по управлению активами ОАО "Кировский завод" Георгия Семененко, а затем — заместителем гендиректора ОАО "Надземный экспресс" (компания безуспешно пыталась создать в Петербурге легкорельсовый транспорт).