Законодательное собрание под пристальным взором вице-губернатора Игоря Дивинского приняло поправки в законопроект о выборах депутатов городского парламента. Правда, из-за спешки и невнимательности вместе с нужными поправками депутаты пропустили и важную для подсчета голосов поправку от оппозиции.
Закон о выборах депутатов Законодательного собрания — это главная тема предвыборного года для всех петербургских парламентариев. Его внезапное появление и столь же быстрое принятие в первом чтении на прошлой неделе вызвало бурную реакцию у народных избранников. Если неделю назад не все были готовы к отстаиванию своих взглядов и выступали против закона не очень аргументировано, то к рассмотрению поправок во втором чтении депутаты подошли во всеоружии.
Рассмотрение поправок по подобным законопроектам обычно проходит по давно сложившимся канонам. Те, кто не первый раз видят подобные заседания, без труда угадывают, какие изменения будут поддержаны, а какие никогда не увидят свет.
На этот раз обсуждение предложенных документов также шло по отработанному сценарию. Спикер Вячеслав Макаров вызывал по одному депутатов, которые представляли свои поправки, а глава парламентской комиссии по местному самоуправлению Сергей Соловьев высказывал мнение комиссии — поддержать или отклонить. Если документ не поддерживается, то он никогда не наберет нужного количества голосов.
Устойчивые и неустойчивые
Традиционно поправки от оппозиции отвергались под любыми предлогами. "Это уже учтено в наших предыдущих поправках", "это нерациональный подход", "это технически невозможно" — безапелляционно отвергал идеи коллег Сергей Соловьев. Таким образом не приняли депутаты предложение запретить голосовать на петербургских выборах военным, потому что это "устойчивая избирательная группа". При этом было отклонено предложение предоставить право голоса студентам петербургских вузов, живущим в общежитиях. Видимо, военные более устойчивая и контролируемая группа, чем студенты.
Отказали оппозиционерам в возможности бесплатно печатать политическую рекламу в печатной прессе, потому что "аудитория у радио и телевидения больше". "Яблочник" Борис Вишневский требовал, чтобы списки участков, образованных в местах временного пребывания избирателей, были опубликованы не позднее чем за 25 дней до голосования. Также депутат предлагал вовсе отменить временные избирательные участки. Не набрало нужного количества голосов и предложение об обязательной установке видеокамер на участках.
Всего к документу была подана 61 поправка, но принято всего пять. Одна из них, от Сергея Соловьева, увеличивает размер избирательного фонда с 5 млн до 12 млн рублей для одномандатников и со 100 млн до 300 млн рублей для партий. Кроме того, она предписывает Горизбиркому внести в Законодательное собрание схему нарезки избирательных округов в течение 10 дней после вступления закона в силу, а депутатам принять схему за 30 дней. С трех до пяти человек увеличивается возможное количество кандидатов в общегородской части партийного списка.
Стоит отметить, что на 10 дней увеличивается период вывижения кандидатов. Если в первоначальной редакции выдвижение могло быть сделано за 75 дней, то согласно поправке Соловьева - за 85 дней. Поскольку после уведомления избиркома о выдвижении можно создавать избирательный фонд, оплачивать подписные листы и начинать сбор подписей, то самовыдвиженцам тем самым добавили несколько дней на эту самую сложную для них часть процедуры.
Прошла поправка беспартийной Ирины Комоловой, которая предполагает, что функции окружных комиссий могут быть возложены на территориальные избирательные комиссии (создание окружных избиркомов из представителей пяти парламентских партий является одним из принципиальных новшеств законопроекта). Было принято изменение Максима Резника, касающееся возможности предоставления бесплатного эфирного времени партиям, набравшим менее 3% на прошлых выборах.
Пятая поправка
Последней принятой поправкой стало предложение "яблочника" Александра Кобринского. Он предложил внести изменения в систему распределения мандатов по так называемому методу Империале. До этого в нескольких поправках оппозиционеры пытались этот метод вообще убрать из текста закона, так как его считают мошенническим и выгодным только партии власти — дело в том, что этот метод, применявшийся и ранее, заключается в особой сложной системе подсчета голосов, которая дает дополнительный мандат партии, занявшей первое место.
Ожидаемо все благие намерения либералов и коммунистов были встречены непоколебимой стойкостью спикера и Сергея Соловьева. Кобринский же предложил отменять не сам метод, а лишь использовать делители, начиная с единицы, а не с двойки, что дает более ровное распределение мандатов. Депутат отметил, что его изменения помогут малым партиям получить на несколько мандатов больше.
Изначально обсуждение не предвещало ничего интересного. Сергей Соловьев был против, депутаты уже нажимали кнопки "против" и "за". Но в спешке Вячеслав Макаров забыл поставить поправку на поименное голосование, притом что чуть раньше парламентарии решили голосовать именно так.
"Коллеги, запоминайте, видимо, для будущего заседания Уставного суда. Проголосовали 17 депутатов за поименный режим. Председатель по ошибке не поставил голосование на поименный режим. В этом случае по регламенту проводится повторное голосование без последующих голосований. Поэтому я прошу снова поставить этот вопрос на голосование и проголосовать в поименном режиме", — выступил Александр Кобринский с неожиданным требованием. В этот момент в зале повисла странная пауза. С юридической точки зрения "яблочник" был прав.
"Приготовились коллеги, внимательно. Еще раз, — объявил голосование Вячеслав Макаров. — 25 за, двое воздержались…". "Поправка прошла!" — торжественно объявил Александр Кобринский. "Вы за меня-то не говорите! Коллеги, за переголосование?" — быстро среагировал спикер. Лес рук поднялся от единороссов, но они не смогли набрать достаточно голосов. Как потом показала распечатка поименного голосования, принять поправку помогла поддержка пяти членов фракции ЛДПР, трое из которых поддержали поправку, а двое воздержались.
Сначала Вячеслав Макаров заявил журналистам, что поправка Кобринского входит в противоречие с поправкой Сергея Соловьева, поэтому в деле будут разбираться юристы, но спустя пару часов мнение изменил. "Детально изучив оба предложения, мы пришли к выводу, что внутренних противоречий между данными поправками не существует", — признал спикер.
Кому-то может показаться, что одной поправке уделяют слишком много внимания, но в нынешних условиях для оппозиции проведение даже такого изменения — это уже очень большая победа.