12:4411 февраля 201612:44
762просмотров
12:4411 февраля 2016
Редактор "ДП" Александр Сологуб о том, почему многие бизнесмены разочаровались в импортозамещении.
В конце января председатель российского правительства Дмитрий Медведев провел на Петербургском тракторном заводе специальное совещание по поводу импортозамещения в сельхозмашиностроении.
Сельхозмашиностроители не без гордости показали премьеру изделия, наклеив на некоторые девиз: "Мне плевать на курс. Я сделан в России". При виде такой картины патриотизм и гордость за Отчизну переполняют: могут же, если захотят!
Однако лишь до тех пор, пока в беседе с рабочими не начнешь выяснять подробности. Оказывается, еще несколько лет назад наши трактора никто не брал из–за их низкой надежности. Чтобы улучшить характеристики, решили российские комплектующие заменить на импортные. Некоторые из них формально считаются отечественными, хотя всего лишь собраны местным поставщиком из иностранных деталей. И так во всех ключевых узлах и агрегатах. Некоторые части можно снова заменить на российские аналоги и сэкономить. Но с потерей в качестве, что потом обернется ростом эксплуатационных расходов.
— А как наши движки? — спрашиваю я рабочих.
— Ну, так… Нормальные. Чаще ломаются только. Простои больше. Богатые покупают технику с германскими моторами — они мощней и надежней.
— Хорошо берут?
— Пока госсубсидии есть, берут. Отменят субсидии — перестанут брать.
Такая ситуация с любой сложной техникой, изготавливаемой в России. До того как Россия начала портить отношения с Западом, процесс вытеснения импорта шел эволюционным путем. Производители и раньше стремились заменять импортную продукцию российскими аналогами — это касается практически всех отраслей: и машиностроения, и строительных товаров, и электроники, и фармацевтики. Сегодня все, кто успел сделать ставку на импортозамещение раньше, оказались в большом плюсе: энергично наращивают обороты, продают продукцию не только внутри, но и за пределами России.
После возвращения Крыма об импортозамещении не говорит только ленивый, однако вот сам процесс встал. Девальвация рубля и возросшие процентные ставки похоронили многие проекты, на которые промышленники потратили сотни миллионов рублей собственных средств и федеральных субсидий. Опытно–конструкторские наработки оказались не нужны, так как их невозможно внедрить.
Только рабочая сила у нас дешевая, а все остальное, что необходимо для создания производства, подорожало в разы. Организация производства в России обходится дороже, чем в той же Европе. И одна из главных причин — плохо прогнозируемые расходы на взаимодействие с чиновниками. Предприниматели назовут вам кучу примеров, когда чиновники срывали выпуск продукции, ограничивали географию продаж. Слуги народа как будто действуют вопреки генеральной линии правительства и партии.
Опыт первых лет госполитики импортозамещения разочаровал многих предпринимателей, и они отказываются от своих затей, отмечая, что импортозамещением у нас хорошо заниматься, только когда ты дружишь с высшей властью.