В кризис банкирам приходится вкладывать собственные деньги в бизнес, за 2015 год их помощь банкам составила рекордные 156 млрд рублей. Больше всего вложил в "Русский Стандарт" Рустам Тарико, которому, по слухам, для этого пришлось даже продать яхту.
В 2015 году объем безвозмездной финансовой помощи, которую собственники банков оказали своему бизнесу, стал рекордным: объем привлеченных средств составил 156 млрд рублей, он более чем вдвое превысил показатель 2014 года (66 млрд рублей), подсчитали в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА).
В отчетности банка помощь акционеров фиксируется как доход от безвозмездно полученного имущества ("безвозмездная помощь"). Обычно банкиры прибегают к такому виду помощи, когда нужно в срочном порядке поддержать капитализацию их бизнеса и улучшить показатели банка. Главный плюс такой помощи в том, что она не требует долгого согласования с Центробанком: регулятор, конечно, запрашивает источник вложенных средств, но он делает это уже постфактум. Также, в отличие от классической докапитализации, доли акционеров после проведения этой процедуры не меняются. Такая помощь может расцениваться как долговая инвестиция, которая может окупиться через 3-5 лет.
Если учесть безвозмездную помощь акционеров, то все российские банки в совокупности заработали в 2015 году всего 53 млрд рублей, посчитали аналитики. Без учета прибыли Сбербанка (236 млрд рублей по РСБУ) этот показатель и вовсе уходит в глубокий минус: получается, что без помощи акционеров и без без учета крупнейшего госбанка российская банковская система осталась бы с убытком 183 млрд рублей по итогам прошлого года.
Источник: данные ЦБ, расчеты АКРА
Читайте также:
Банки
Олег Тиньков может купить Кредит Европа Банк
Источник: данные ЦБ, расчеты АКРА (* данные по "Уралсибу" - за 9 месяцев 2015 года)
В целом 86 банков отразили в отчетности безвозмездную помощь, превышающую 50 млн рублей.
Лидером по объему безвозмездной помощи стал "
Русский Стандарт
": в 2015 году владелец банка Рустам Тарико инвестировал в собственный банк 43 млрд рублей, задействовав в том числе свои алкогольные активы. При этом СМИ писали, что Рустам Тарико даже продал свою 56-метровую 12-местную яхту, чтобы докапитализировать банк. В конечном итоге банк смог избежать убытка по итогам года (прибыль составила 16,5 млрд рублей), хотя ранее, по итогам 2014 года, банк получил убыток размером 16 млрд рублей, а в первом полугодии 2015-го убыток оказался почти в 1,5 раза больше, чем за весь 2014-й, — 22 млрд рублей. Проблемы у "Русского Стандарта" начались в 2014 году, а причиной стала сама бизнес-модель банка: он имеет очень узкую специализацию — потребительское кредитование, а этот сегмент банковского рынка, в свою очередь, сильнее всего просел во время кризиса.
Безвозмездная помощь для
Промсвязьбанка
составила 29,5 млрд рублей, в результате чего банк смог выйти в прибыль 10,9 млрд рублей по итогам 2015 года. В частности, в мае 2015 года мажоритарный акционер Промсвязьбанка — компания "Промсвязькапитал Б. В" внесла в капитал 13,9 млрд рублей, что позволило резко улучшить норматив достаточности капитала. Эти деньги контролирующие акционеры банка братья Ананьевы привлекли за счет продажи принадлежащих им 20% акций Промсвязьбанка на рынке четырем пенсионным фондам — НПФ "Благосостояние ОПС" и трем НПФ Микаила Шишханова.
Третьим в рейтинге по объему безвозмездной помощи стал банк "АК БАРС", он привлек 17,6 млрд рублей. Этому банку помогло в том числе государство: один из акционеров — минимущества Татарстана — докапитализировал его через внебюджетный государственный жилищный фонд (ГЖФ) при президенте республики почти на 10 млрд рублей.
"
Уралсиб
" получил 17,6 млрд рублей помощи, это произошло еще до начала санации банка Владимиром Коганом: бывший владелец банка Николай Цветков докапитализировал банк с помощью своих земельных активов, что сняло часть проблем по капиталу и сделало этот актив намного привлекательнее для инвестора.
По 7 млрд рублей безвозмездной помощи получили в прошлом году банки "ЮГРА" и Лето-Банк, "дочка" ВТБ, на основе которой создан Почта Банк. "ЮГРА", который контролируется швейцарской Radamant Financial AG, и управляемый, по словам игроков рынка, московскими девелоперами Юрием и Алексеем Хотиными, еще претендует на получение ОФЗ в рамках программы докапитализации (входит в число претендентов на докапитализацию на 9,9 млрд рублей, однако госпомощи пока не получил).
"Тенденция увеличения безвозмездной помощи в целом понятна, поскольку потребность банковского сектора в дополнительном капитале растет одновременно с повышением тщательности надзора и ростом перспектив реальных отзывов лицензий у банков, — комментирует аналитик ИК "Премьер" Илья Балакирев. — Кроме того, если речь идет о мелких банках, то на них сказывается требование ЦБ о повышении размера минимального собственного капитала до 300 млн рублей с 1 января 2015 года".
Ощутимая разница объемов помощи в нынешний кризис и кризис 2008 года, по мнению аналитика, объясняется тем, что в 2008 году и ситуация развивалась быстрее, и надзор был менее жестким, а также было проще получить доступ к другим источникам пополнения капитала. "При этом нормы регулирования поменялись, и теперь можно включить субординированные займы в капитал, только если предусмотрена их конвертация в акции. Кроме того, санкции затрудняют доступ к внешним рынкам капитала. Поэтому подарки от акционеров остаются наиболее доступным способом пополнения капитала", — добавляет аналитик.
"К этому кризису банки подошли в худшем состоянии с точки зрения капитала, и, вероятно, ЦБ нашел аргументы, чтобы подтолкнуть собственников к рекапитализации финансовых учреждений. Кроме того, появились механизмы рекапитализации за счет институциональных инвесторов — так, на банковском рынке целый ряд игроков получил инвестиции в собственный капитал за счет негосударственных пенсионных фондов", — комментирует территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков.
.