Туроператоры, которые активно боролись с агентами, работающими дома, теперь, напротив, активно привлекают последних. Ряд специалистов считают, что явление может стать трендом, другие уверены, вывод фрилансеров из тени — лицензия на убийство отрасли.
Несколько лет назад туроператоры начали предъявлять достаточно жесткие требования к агентствам, с которыми они сотрудничали. Например, при заключении или перезаключении договора требовали договор аренды или даже фото офиса. Целью такого отбора, безусловно, была очистка агентских сетей от фирм-однодневок, которые могли легко скрыться с деньгами туристов. Не доверяли и агентам, которые, сохранив определенную базу клиентов, принимали решения работать на себя, не выходя из дома. Но после нескольких серьезных встрясок, которые пережил российский туристический рынок, взгляды туроператоров на работу со свободными агентами изменились. Компании сами готовы идти на сотрудничество с фрилансерами и предлагают им интересные условия.
Первый агент
Сейчас программу "Агент 001", нацеленную на привлечение фрилансеров, имеющих опыт работы в туризме, запустила компания "Пегас Туристик", но специалисты предполагают, что его примеру могут последовать еще несколько туроператоров.
Работа со свободными агентами будет построена следующим образом. Претенденты на роль свободных агентов должны заполнить специальную форму на сайте туроператора. После чего с фрилансером оформляется гражданско-правовой договор, и новый работник прикрепляется к агентству-куратору, с которым он в дальнейшем будет сотрудничать. В РСТ отмечают, что такое сотрудничество не выходит за рамки закона, так как при заключении договора туроператор будет выплачивать налоги. Агентство при заключении сделки должно будет оформить договор с туристом и заявку на бронирование, и его вознаграждение составит 5% (обычно средняя комиссия агентства — 10%). А вот фрилансерам обещают от 5 до 23%. Впрочем, последняя цифра всем без исключения участникам рынка кажется совершенно фантастической. Такую комиссию туроператор предоставить просто не может, считают они. Но вопросы вызывает не только размер комиссии, но и новый формат работы в целом.
Как сократилось количество турагенств в 15 крупных городах России за год
Источник: "2ГИС"
Профессиональный вопрос
Такая схема работы определенно станет выходом для профессионалов туристического бизнеса, которые остались без работы в кризис, когда с рынка ушло огромное количество туристических агентств. Специалисты утверждают, что в 2015 году после запрета Турции и Египта только в Петербурге закрылась почти треть туристических агентств. Но многие сомневаются, что пользоваться преимуществами, рассчитанными на опытных агентов, будут только профессионалы. Ведь соврав об опыте работы в туризме (такой вопрос включен в форму запроса на сотрудничество с фрилансером), доступ к работе с туристами может фактически получить любой, кто хочет заработать.
"С одной стороны, любую компанию, нацеленную на увеличение прибыли, не должно волновать, кто продает ее продукт. С другой, если за продажи туров возьмутся люди, которые сидят дома и продают то двери, то кирпич, то еще что-то, ничего хорошего из этого не выйдет", — говорит Юлия Большакова, директор туроператора "Питертур".
А в случае если на месте агента, работающего на дому, окажется непрофессионал, в силу обстоятельств продающий все подряд, это может создать проблемы и туристам, и агентству, к которому привязан неопытный фрилансер.
"Что касается агентств, там были хоть какие-то попытки внести в реестр. Реестра фрилансеров нет. Возникает вопрос: что это за люди, что они будут рассказывать клиенту? Получается ведь, что такой свободный агент ни за что не будет отвечать. И еще непонятно, к кому пойдут люди, если им что-то не понравится, например, их заселят в отель не той категории, которую они выбрали", — говорит Сергей Хохлов, коммерческий директор компании "Вест Тревел"
Поймать базы в сети
Интерес туроператорской компании тоже объясним. Сейчас компаниям, потерявшим в кризис часть розничной сети, необходимо как-то восстанавливать продажи. А так как множество агентств закрылись — логично обратится к тем, кто раньше в этих агентствах работал.
"Безусловно, это попытка сохранить свою дилерскую сеть. Все-таки туристический бизнес держится за счет больших оборотов. А здесь важную роль играют агентства. Например, для нас дилерская сеть приносит 80% продаж. Но с кризисом многие маленькие компании закрылись, агентства имени двух человек как раз и стали в итоге фрилансерами. И к ним целесообразно обратиться, если есть желание сохранить обороты", — объясняет Юлия Большакова.
В агентствах же предполагают, что за расширением дилерской сети может стоять желание увеличить клиентскую базу. Ирина Семенова, представитель Альянса туристических агентств в Северо-Западном регионе, считает, что после оформления договора, в который вносятся и контактные данные туристов, туроператор сможет получить доступ к телефонам клиентов. Следовательно, у компании появиться шанс напрямую обращаться к туристам и предлагать свои услуги.
"Это схема, которая продолжит убивать агентства. Первым ударом стали прямые продажи операторов, вторым — онлайн-продажа и предоставление бонусов туристам. Также речь может идти о потере доверия клиента к работе агентств в целом. Ведь если перед тем как отвести туриста в офис агентства представитель будет встречаться с ним в кафе или еще где-то, это произведет крайне странное впечатление", — говорит она.
А один из петербургских агентов даже иронизирует на эту тему: "На месте "Пегаса" я бы проверяла, кого они записали в агенты 001, ведь всем помнят, что "00" — это лицензия на убийство".
Что из этого выйдет
Впрочем, в отношениях агентств и туроператоров давно не все гладко. Кризис и сильное падение спроса на туры сыграли в этом не последнюю роль. К тому же нововведения часто воспринимаются в штыки, а вывести работу с фрилансерами из теневого сегмента "работы по договоренности" — это все-таки достаточно свежая идея.
"Рынок сейчас перестраивается, появляется новая стратегия общения того, кто формирует тур, и того, кто его проведет. Это очень интересный период. Попытка заместить фрилансерами ушедшие агентства — ход правильный, но надо смотреть, что из этого получится. Так как на крупных туроператоров равняются все, вполне вероятно, что вскоре работать с фрилансерами начнут многие компании", — говорит Юлия Большакова.