Министр обороны Сергей Шойгу поддержал идею реорганизации ФГУП "Спецстрой России". Уже в этом году число предприятий, входящих в Спецстрой, сократится в 2 раза. Вопрос акционирования некоторых из них пока не закрыт.
Как и прогнозировал "ДП", федеральные власти запустили программу реорганизации работы ФГУП "Спецстрой России", которое выполняет строительные работы для Минобороны. Вместо многочисленных структур Спецстроя до конца года будут созданы пять главных управлений для возведения специальных объектов в военных округах и на Северном флоте. Общее число предприятий Спецстроя сократится более чем в 2 раза, а численность персонала — на 2 тыс. человек. При этом Спецстрой лишится всех проектов, которые не связаны с военной тайной. Они, по оценке экспертов, составляют около 30–50% нынешнего портфеля компании объемом более 1 трлн рублей.
Эта реформа позволит навести порядок в работе ФГУП, которое в последние годы превратилось в посредническую коммерческую структуру "на государевых деньгах", говорят эксперты.
Минобороны за реформы
В распоряжение "ДП" попало письмо министра обороны РФ Сергея Шойгу к президенту РФ Владимиру Путину, датированное 15 января. Из него следует, что министерство проанализировало деятельность Спецстроя после доклада заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина о неэффективной работе этой организации ("ДП" писал об этом 1 февраля). "Анализ показал, что Спецстрой сам выполнял менее 30% полученных контрактов и представлял собой посредническую структуру с размытой ответственностью за результат, качество и сроки работ", — докладывает Сергей Шойгу.
Чтобы исправить ситуацию, по словам министра, решено оптимизировать структуру Спецстроя. Причем реорганизация должна пройти уже в первом полугодии 2016 года. В итоге от Спецстроя останется только девять из 18 ФГУП (см. схему). Будут сокращены 24 филиала предприятия. А общая численность персонала сократится на 2,1 тыс. человек — до 44,3 тыс. сотрудников. "Это позволит повысить эффективность работы ФГУП", — уверен Сергей Шойгу.
Приватизация под вопросом
За Спецстроем предлагают сохранить функции единственного исполнителя работ только в проектах, связанных с военной тайной. А все остальные объекты (казармы, общежития, дороги, инженерию и др.) вывести из подведомственной системы Минобороны и строить в соответствии с федеральной адресной инвестпрограммой.
По оценке экспертов, речь идет о контрактах на сумму около 1 трлн рублей, или 30–50% нынешнего портфеля ФГУП. Только на Северо–Западе Спецстрой может потерять контроль над бюджетом 3,5 млрд рублей.
Выход на рынок значительного пакета госконтрактов мог бы поддержать строительную отрасль в кризис.
Но, как следует из материалов, имеющихся в распоряжении "ДП", окончательное решение об акционировании предприятий Спецстроя пока не принято. Этот вопрос будет в очередной раз обсуждаться на самом высоком уровне в апреле текущего года.
Пустой маневр
В пресс–службе Спецстроя на запрос "ДП" о грядущей реформе вчера не ответили. Но собеседник "ДП" в Спецстрое сообщил, что сотрудники предприятия несколько месяцев знают, "что зреет какое–то решение". "Все были уверены, что и на этот раз обойдется, ведь работой агентства недовольны не в первый раз. Но поскольку речь зашла о больших сокращениях — значит, не обошлось. Думаю, урежут не только штат, но и полномочия. Может, хоть что–то в самой системе Спецстроя изменится к лучшему", — рассуждает собеседник "ДП" в Спецстрое.
"Реформа Спецстроя в конечном счете может оказаться просто бюджетно–правительственным маневром для сокращения числа чиновников. Боюсь, что в итоге их просто переведут в другое подчинение и реструктуризация на деле ни к чему не приведет", — считает военный эксперт Андрей Фролов. С коллегой согласен военный обозреватель Александр Гольц. По его словам, ситуация со Спецстроем — это частный случай решения проблем бюрократическим путем. "Похожий подход был и с Роскосмосом, и с созданием различных оборонных корпораций. Но результата не было. Для его появления необходимо сделать работу Спецстроя открытой, а не прикрываться гостайной, которая является источником коррупции", — говорит Александр Гольц. Он напомнил, что в США военный бюджет подробно расписан и доступен для любого, а в России такой практики нет.