Центробанк предложил страховым компаниям всегда самим по умолчанию браться за ремонт автомобиля, а не предлагать автовладельцам деньги вместо этого. Мера поможет страховщикам сэкономить и бороться с мошенничеством недобросовестных автоюристов.
Авторемонт по ОСАГО всегда должны производить сами страховые компании, считают в Центробанке. Регулятор уже обсуждает это предложение с Российским союзом автостраховщиков.
Сегодня у автовладельца есть выбор: либо он получает деньги, либо ремонтирует машину. Уже сейчас страховые компании предлагают потерпевшим возможность получения не денежной компенсации, а ремонта. А зампредседателя Центробанка Владимир Чистюхин предложил лишить автовладельца такого выбора, чтобы страховая компания сама организовывала ремонт по умолчанию. Только в случае, когда страховщик не в состоянии обеспечить ремонт, он будет обязан делать выплаты по расценкам, утвержденным единой методикой.
Во-первых, если дать страховым компаниям самим делать ремонт машины, попавшей в аварию, сами собой сойдут на нет споры о том, насколько сейчас адекватна единая методика по возмещению ущерба, считает Чистюхин. Во-вторых, по его мнению, это поможет в борьбе с мошенничеством среди автоюристов, некоторые из которых выкупают права у потерпевшего в аварии, а затем "выбивают" у страховщика сумму, во много раз превышающую стоимость этих прав.
"До периода 2014 года и каско, и ОСАГО были востребованы. Как правило, за ремонт автомобилей по ОСАГО шла только денежная выплата, а по каско автомобилист мог отремонтировать автомобиль на станции, с которой у страховщика заключен договор. То есть опыт подобной работы у российских страховых компаний есть. В рамках сегодняшней ситуации это весьма интересное предложение: объемы каско сильно сократились, за ОСАГО тоже страховщики в очередь не выстраиваются — ответственности по этому виду страхования стало значительно больше, хотя и сборы растут из-за значительного подорожания. ЦБ не может постоянно повышать стоимость ОСАГО, а страховые компании стремятся экономить на затратах и уменьшать расходы в кризис. А перевод ремонта автомобилей по ОСАГО в натуральное выражение — как раз способ сократить затраты", — говорит президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич.
По ее прогнозу, такое решение в теории вполне может быть принято, но оно должно быть взвешенным, так как если в Москве и Петербурге страховые компании могут выбирать, с какими станциями они могут заключать договоры, то в регионах найти такие станции иногда сложно. "В случае если автовладельцам придется проезжать тысячи километров, чтобы отремонтировать свой автомобиль на станции, с которой у страховой компании заключен договор, то Центробанк может получить много жалоб на удаленность", — добавляет она.
Опрошенные страховые компании оценивают инициативу ЦБ как довольно неплохую. По их прогнозам, это предложение будет воплощено в жизнь с высокой долей вероятности.
"Страховые компании уже сейчас предлагают потерпевшим возможность получения не денежной компенсации, а ремонта повреждений транспортного средства. Страховщик и сегодня несет ответственность за качество и сроки ремонта. Отличие предлагаемого варианта — в более сжатом общем сроке урегулирования убытка. Нововведение позволит улучшить клиентский сервис", — высказался вице-президент группы "Ренессанс Страхование".
Замдиректора по урегулированию убытков АО "СОГАЗ" Алексей Карпицкий оценивает инициативу положительно при условии, что у страховщика будет выбор по урегулированию убытков в ОСАГО: выплачивать деньги по калькуляции или проводить ремонт. По его мнению, переход на ремонт поможет бороться не только с мошенничеством автоюристов, но и со злоупотреблениями некоторых автомобилистов. "Нередки случаи, когда заявитель получает выплату, но автомобиль так и не ремонтирует, а "потерпевший" повторно заявляет те же самые повреждения другому страховщику. Еще один довод "за" при ремонте автомобиля страховщиком — это выполнение главного принципа страховой услуги — возмещение ущерба.
Обещают страховщики и определенные преимущества для автомобилистов в случае принятия инициативы. Воспользовавшись помощью страховщика, в результате автовладелец получит отремонтированный автомобиль. Если сейчас при выплате в ОСАГО по калькуляции автовладелец вынужден самостоятельно искать станцию технического обслуживания, согласовывать цены на ремонт, исходя из страховой выплаты, рассчитанной в соответствии с Единой методикой, то страховщик может предложить более выгодные условия ремонта, так как в подобных случаях он выступает как "оптовый покупатель" услуги ремонта, говорит Алексей Карпицкий.