Основанная осужденным бизнесменом Александром Сабадашем Выборгская лесопромышленная корпорация сменила руководство и запускает производство удобрений. Судя по составу новой команды, Александр Сабадаш по-прежнему контролирует актив.
Выборгская лесопромышленная корпорация (ВЛК) — один из главных активов осужденного за попытку мошенничества бизнесмена Александра Сабадаша. После ареста предпринимателя в прошлом году у предприятия начались серьезные проблемы с кредиторами, часть из которых потребовали банкротства ВЛК. Среди кредиторов — банк "Санкт-Петербург", банк "Таврический", который также связан с Александром Сабадашем (сейчас банк проходит процедуру санации), аффилированные с ВЛК компании, а также госорганы и поставщики сырья. Кстати, структуры бизнесмена задолжали банку "Таврический" 13,6 млрд рублей.
За 2014 год оборот ВЛК составил 4,4 млрд рублей, чистый убыток — 300 млн рублей, а в 2012 году сумма задолженности превысила 5 млрд рублей. Активы предприятия оцениваются в 13 млрд рублей, согласно СПАРК. По решению суда, требования ряда кредиторов сейчас объединены в единое делопроизводство, а на ВЛК введена процедура наблюдения.
Однако это не помешало предприятию сменить гендиректора и открыть новое направление — производство удобрения лигносульфоната и кормовых дрожжей. Место Михаила Шалаева, который занимал руководящие посты в структурах ВЛК с 2000 года и был депутатом Законодательного собрания Ленобласти, занял Николай Рыжков. Михаил Шалаев остался на предприятии главным инженером.
Николай Рыжков сообщил "ДП", что ранее работал на предприятиях, связанных с лесопромышленным комплексом, но уточнять, где именно, отказался. Согласно СПАРК, ранее он владел ООО "Факел", которому принадлежало 4,55% акций водочного завода "Ливиз", еще одного актива Александра Сабадаша. Кстати, в 2014 году Александр Сабадаш заключил с банком "Таврический" соглашения о переводе обязательств по кредитам на другие фирмы, в том числе и ООО "Факел". По словам Николая Рыжкова, с Александром Сабадашем он лично не знаком и работал в ООО "Факел" короткое время.
Как рассказал Николай Рыжков, топ-менеджмент предприятия полностью обновился, уже погашен один из кредитов на 350 млн рублей. "Вместе со мной пришла команда, чтобы стабилизировать обстановку и разобраться с платежами и бюджетными долгами. Новое производство удобрений мы запустим в конце марта. Ранее отходы от производства картона утилизировались, в частности лигнин (сок дерева), но вместе с нашей командой при содействии Арктического университета мы придумали, как его переработать в новый вид удобрения", — сказал он.
Объем производства составит 500 тыс. т готового продукта в месяц, переговоры о поставках ведутся с хозяйствами Ленобласти и Крыма. Как пояснил Николай Рыжков, на 1 га высаженных овощей для круглогодичной обработки нужно всего 150 кг продукта. Сумма вложений в проект составила всего около 20-25 млн рублей. Планируемая выручка от продажи — 200-300 млн рублей ежемесячно.
Еще одно направление, которое будут развивать на предприятии, — производство кормовых дрожжей. "Мы увеличили производство кормовых дрожжей с 40 т до 500 т в месяц", — говорит Николай Рыжков. Кормовые дрожжи реализуются в регионе, небольшая часть идет на экспорт в Чехию и Белоруссию.
По его словам, сейчас выделяются средства для строительства сельскохозяйственных производств в связи с курсом на импортозамещение, поэтому вопрос производства удобрений и кормовых добавок стоит остро.
Полное перепрофилирование предприятия с пеллет и картона на сельскохозяйственные удобрения не планируется. "Это дополнительное направление востребовано на рынке и позволит заводу зарабатывать дополнительные деньги и образовывать дополнительные рабочие места", — говорит Николай Рыжков.
В настоящее время мощности ВЛК по производству биотоплива загружены всего на 15%, за первые 6 месяцев 2015 года корпорация произвела 69,6 тыс. т пеллет, говорят эксперты. Сейчас в планах выйти на 35-40 тыс. т пеллет в месяц.
За второе полугодие 2015 года ВЛК произвел продукцию (пеллеты, удобрения, кормовые дрожжи и картон и т.д.) на 540 млн рублей, что 200 млн рублей больше, чем за первое полугодие 2015 года. В планах завода в конце 2017 года выйти на выручку 18 млрд рублей.
Согласно СПАРК, ВЛК принадлежит Vyborg Limited. Производство пеллет (гранулированное древесное топливо) Александр Сабадаш построил за 2,5 млрд и запустил в 2011 году, реконструировав старый ЦБК (достался ему в начале 2000-х годов, тогда бизнесмена обвиняли в рейдерстве). Проектная мощность предприятия составляет 1 млн т продукции в год, но максимальная мощность, на которую выходил комбинат, оценивается участниками рынка в 25-50%.
"Все больше предприятий в Ленобласти переходят к безотходным технологиям, — говорит председатель "Северо-Западного Зеленого Креста" Юрий Шевчук. — Ранее на этом предприятии, крупнейшем в Европе производителе топливных пеллет, научились делать пеллеты из обычно идущей в отходы коры. Стало быть, с этим нескончаемым злом — короотвалами — в скором времени будет покончено. Теперь выпущен новый продукт из лигнина, опять-таки всего год назад — бросового материала. А в скором времени корпорация перейдет к переработке накопленных ранее органических отходов на территории производства. Не сомневаюсь, что и тут ее технологи придумают, как из отхода получить продукт, который можно продать с прибылью".
Руководитель информационно-аналитического портала "Инфобио" Ольга Ракитова считает, что переработка лигнина — логичный шаг для ВЛК. "Лигнин — это отходы целлюлозно-бумажного производства, которых у ВЛК как наследницы Выборгского ЦБК скопилось немало. Между тем с 2018 года в соответствии с федеральным законодательством предприятия, перерабатывающие древесину, будут обязаны утилизировать свои отходы", — поясняет Ольга Ракитова.
При этом она уверена, что в перспективе ВЛК помимо удобрений будет также производить и топливные гранулы на основе лигнина. Это логично, потому что предприятие в настоящее время загружено всего на 15%, значительная часть оборудования простаивает, но может быть частично загружена, если производить также гранулы из лигнина, рассуждает Ольга Ракитова. Это топливо можно будет и экспортировать, и, возможно, продавать и на внутреннем рынке, говорит эксперт.
Пока в России переработкой лигнина занимается ОАО "Бионет", у которой работает завод в городе Онега Архангельской области. Предприятие было запущено в конце прошлого года. Инвестиции в проект составили 2 млрд рублей. Кредитную линию для реализации проекта открыл Газпромбанк.
В России запасы гидролизного лигнина, по данным экспертов, составляют десятки миллионов тонн. В связи с тем что деревоперерабатывающие предприятия его практически не утилизируют, создаются проблемы с экологической точки зрения и с его хранением. На большинстве гидролизных и биохимических заводов лигнин вывозится в отвалы и загрязняет большие территории.
Проблема утилизации гидролизного лигнина еще с 30-х годов прошлого века была основной для лесоперерабатывающей отрасли. И хотя ученые и практики давно доказали, что из лигнина можно получить прекрасное топливо, удобрения и многое другое, за долгие годы существования гидролизной промышленности и в СССР, и в СНГ так и не удалось использовать лигнин в полном объеме.
Виктор Санец
, председатель совета директоров ОАО "Рапти" (сельское хозяйство) говорит, что о новом производстве удобрений слышит впервые. "В любом случае закупать удобрения в Выборгском районе нам неудобно, их слишком далеко везти. Но, возможно, новая продукция заинтересует фермеров и владельцев подсобных хозяйств Выборгского района", — заключает Виктор Санец. ОАО "Рапти" закупает неорганические удобрения у компании-оптовика "Леноблхимия", а органические удобрения — у птицефабрики "Оредеж". Часть органических удобрений компания производит сама.