Один из крупнейших ретейлеров страны X5 Retail Group выходит в новый формат специализированной алкогольной розницы. Компания посчитала перспективным это направление и откроет 10-15 алкомаркетов "Пятьница".
X5 Retail Group
решила выйти на новый для себя рынок — ретейлер запустил сеть алкогольных магазинов "Пятьница". Первые алкомаркеты в Петербурге и Москве компания открыла в конце декабря. С тех пор в обоих городах появились уже четыре магазина, а всего в рамках пилота их будет 10-15. Дальнейшие решения будут приниматься после анализа пилотного проекта в середине 2016 года, комментируют в компании.
Как рассказали в X5 Retail Group, "Пятьница" — пилотный проект открытия специализированных магазинов алкогольных и безалкогольных напитков площадью до 100 м2 рядом с магазинами "Пятерочка", проект направлен на удовлетворение запросов покупателей "Пятерочки": в них представлена расширенная матрица напитков.
По оценкам игроков рынка, инвестиции в каждый магазин могут обойтись в 1-5 млн рублей. "Капиталовложения в такой формат небольшие, не требуется дорогое оборудование, а окупается такая точка примерно за 2 года", — комментирует Андрей Смирнов, исполнительный директор сети "Норман".
X5 Retail Group занимает второе место в рейтинге российских розничных сетей. Долгое время сохраняя лидерство, в 2013 году компания уступила позиции краснодарскому "Магниту". У ретейлера уже был опыт работы с новыми направлениями розницы: в 2011 году X5 получила 8,45% аптечной группы А5, но позднее компания продала этот актив.
Новоявленный игрок алкогольного рынка столкнется с высокой конкуренцией. В Петербурге в этом сегменте работают "Ароматный мир", "Градусы", "Норман", "Калейдоскоп напитков мира", "РосАл 24", за последний год появились новые игроки, сети "Виньон" и "Есенин".
Открытие специализированных алкогольных магазинов для X5 Retail Group — способ обезопасить себя от многочисленных ограничений на продажу алкоголя в рознице. "Запреты на продажу алкоголя около школ, ЕГАИС и многие другие нагнетающие законодательные инициативы стали обоснованной причиной такого решения ретейлера, я думаю, это станет тенденцией для крупных продуктовых сетей", — комментирует Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА".
По мнению эксперта, открывая именно алкогольные магазины-дискаунтеры, компания еще и сработала на опережение. В регионах России уже давно успешно развиваются похожие по формату сети "Красное и Белое" и "Бристоль", которые еще не открыли магазины в Петербурге. Еще одна причина запуска перспективного направления специализированной алкогольной розницы — шаг в погоне X5 Retail Group за мультиформатностью, такой точки зрения придерживается Андрей Смирнов.
У крупного ретейлера есть все возможности для развития в Петербурге, особенно на фоне падения арендных ставок, считает генеральный директор сети "Виньон" Петр Грек. "Конкурентным преимуществом на таком насыщенном рынке может стать интересное предложение, но если "Пятьница" предложит аналогичные остальным сетям ассортимент и сервис, им придется удивлять покупателей ценой", — объясняет Петр Грек.
По данным "Петростата", за 2015 год оптовые продажи спиртного в Петербурге упали на 44,8% по сравнению с прошлым годом. С учетом розничной торговли и общепита снижение составило 14%. Продажи водки упали на 5,2% (оптовые — на 27,2%), коньяка — на 9,2% (оптовые — на 30,1%). В Петербурге стали покупать меньше вина — на 4,8% (оптовые продажи снизились на 16,5%), продажи пива снизились на 18,7% (оптовые — на 39,6%).