Российское правительство оказалось в очень сложной ситуации, выйти из которой поможет новая девальвация рубля и подорожание нефти. В любом случае частному сектору в ожидании развязки бюджетной драмы не стоит полагаться на рублевые сбережения.
Все хорошее быстро заканчивается, и чем больше ложка, тем быстрее. О том, что возможности российского бюджета по антикризисной поддержке экономики стремительно иссякают, эксперты твердят не первый год. На прошлой неделе этот очевидный факт в очередной раз признал и министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, в антикризисном фонде правительства нет и половины от требуемых на выполнение антикризисного плана 2016 года 250 млрд рублей. Есть только 65 млрд, ожидается поступление 55 млрд, а чтобы раздобыть оставшиеся 130 млрд, нужно поскрести по другим сусекам. Например, тряхнуть президентский резерв.
Еще год–два назад эти суммы показались бы смехотворными. В 2014 году одна только "Роснефть" требовала выделить ей на борьбу с кризисом более 2 трлн рублей. Сотни миллиардов рублей получили на эти же цели крупнейшие банки. Десятками миллиардов улетали бюджетные рубли на поддержку регионов и отдельных отраслей: субсидирование сельхозпроизводителей, ставок по ипотеке и автокредитам и т. д.
В том же 2014 году блестяще прошла сочинская Олимпиада, финансовым итогом которой стало фактическое банкротство Внешэкономбанка — дыра в его балансе через 2 года после исторического спортивного события оценивается разными источниками в 1–1,5 трлн рублей, и затыкать эту дыру так или иначе придется деньгами из казны. Правда, теперь речь идет не о разовом выделении триллиона, а о частях в сотни миллиардов в год.
Стоит ли говорить, что, глядя на этот аукцион невиданной бюджетной щедрости, в очередь за помощью выстроились все кому не лень с ложками поменьше: от малых предприятий до валютных ипотечников. Государству еще повезло, что не всполошились владельцы рублевых вкладов, потерявшие от девальвации рубля в сотни раз больше валютных заемщиков, если прикинуть упавшую покупательную способность их сбережений.
Варианты выхода из ситуации, в которой оказалось российское правительство, можно разделить на фантастические, типа радикального сокращения госрасходов в год выборов или прилета доброго волшебника на голубом вертолете, и реалистичные. К последним, как ни странно, стоит отнести рост цен на нефть хотя бы до $50 за баррель в ближайшие месяцы. Судя по нарастающему валу новостей о проблемах нефтедобывающих стран и компаний, отскок не за горами — он случится сразу после финального обвала цен, вызванного распродажей накопленных в мире гигантских запасов нефти.
Второй из реалистичных вариантов — новая волна девальвации рубля. Ее результатом, правда, станет опять рост инфляции, обесценивание рублевых вкладов и стоны валютных заемщиков, что в год выборов нежелательно. Но крах бюджета нежелателен в еще большей степени, поэтому деваться некуда. По этой же причине, кстати, при отскоке нефтяных цен не стоит ждать схожего по темпам укрепления рубля. Подорожавшая нефть должна стать спасительной соломинкой для казны, а сильный рубль снизит полезность этой соломинки.
Частному инвестору в ожидании развязки бюджетной драмы не стоит полагаться на рублевые сбережения, будь то вклады или облигации. В случае роста цен на нефть они, скорее всего, обыграют инфляцию, но проиграют акциям и недвижимости. А при продолжении стагнации на сырьевом рынке проиграют и инфляции тоже.