Продажи сетей косметики и парфюмерии в Петербурге растут на 10-20% вопреки кризису. Покупательницы в целом экономят, но отказаться от маленькой радости в виде помады не готовы.
Пока остальные сегменты розничной торговли демонстрируют серьезное падение продаж, парфюмерия и косметика чувствуют себя на удивление стабильно. Если бытовая техника и одежда упали в среднем на 20%, рынок парфюмерии и косметики от кризиса спасли особенности товара. Как объясняют игроки этого рынка, если не все потребители в кризис покупают новый холодильник, то товары первой необходимости — шампунь и косметику — обновить придется, и не раз.
Что держит рынок
По итогам 2015 года объем российского рынка косметики и парфюмерии, по предварительной оценке "Infoline–аналитики", увеличился более чем на 7% и превысил 600 млрд рублей. В Петербурге, по данным DSM Group, продажи, если считать только в аптечных сетях, упали до 2 млрд рублей, на 3,4% по сравнению с 2014 годом. А вот в специализированной рознице продажи в деньгах, напротив, росли, говорят участники рынка. Петербургская сеть–дрогери "Спектр", по словам ее представителей, закончила 2015 год с ростом выручки, хотя конкретные цифры не называются.
Сеть магазинов Lush заявляет об общем росте продаж в стоимостном выражении по России на 10%, а по магазинам Петербурга — на 24% (продажи петербургских точек составили более 250 млн рублей).
Читайте также:
LG пришла в Петербург с косметикой
О том, что рынок в деньгах вырос в большей степени из–за инфляции, говорит Алексей Баулин, генеральный директор сети "Улыбка радуги". По его оценке, рынок скорее стагнирует. Продажи в конце января — начале февраля 2016 года в "Спектре" упали на 5%, но в компании это объясняют не кризисом, а плохой погодой и эпидемией гриппа, а значит, сокращением числа визитов покупателей в магазин.
В Fort Group (управляет 10 торговыми комплексами в Петербурге) магазины косметики и парфюмерии относят к группе операторов, которые показывают более устойчивое положение в текущей экономической ситуации, их товарооборот не падает.
"В наших комплексах не было закрытий таких компаний, операторы продолжают работу", — говорит представитель девелопера.
Косметика дорожает
Валютные колебания привели к значительному подорожанию косметики, потому что около 70% рынка приходится на иностранных производителей, причем в сегменте селективной косметики эта доля стремится к 100%. В "Спектре" говорят о росте цен на 40% в течение 2015 года. По оценке Lush, речь идет о 10–15%.
"Будут ли цены расти дальше, зависит от динамики валютного курса. Как компания–импортер, мы, естественно, испытываем большое влияние курсовых колебаний", — делится представитель "Лаш Раша" (Lush).
Наряду с тем, что речь идет о товарах первой необходимости, на результатах продаж сказался выросший интерес к покупкам косметики внутри страны. Как замечает коммерческий директор дрогери–сети "Скарлетт" Александра Архипова, из–за выросшего курса евро те, кто раньше предпочитал привозить косметику из зарубежных поездок, переключились на покупку в петербургских магазинах.
"Покупать косметику и парфюмерию в России стало более выгодно, чем за рубежом, поэтому многие активно покупают внутри страны", — соглашаются в "Рив Гош". В сети Lush рост продаж в петербургских магазинах также связывают с ростом популярности внутреннего туризма.
Еще одна причина стабильности рынка, по мнению участников рынка, — эмоциональная. Россияне в кризис экономят на одежде, но не на косметике, ведь это еще одно средство, позволяющее доставить себе удовольствие.
Выжить без роста
На год положительные прогнозы ретейлеры делать не берутся. "Падение рынка маловероятно, но и рост вряд ли будет", — говорит Наталья Юршина, специалист по франчайзингу торговой сети L'Occitane. Ожидать докризисных темпов роста продаж косметики — на 15–20% — в ближайшие 2 года не приходится, согласны с ней в DSM Group.
"В 2016 году покупателей удержат торговые сети, которые готовы поступиться своей маржой", — трезво смотрят на рынок в "Спектре". Цена выходит на первый план, поэтому лояльность к полюбившимся брендам уходит на второй. "Люди переходят к более недорогой косметике, охотнее покупают более бюджетные линии, переходят с дорогих импортных аналогов на российские", — комментирует представитель компании Natura Siberica Виталий Козленков. В "Рив Гош" видят большой интерес к собственным брендам компании.
На этом фоне игроки рынка дрогери рассматривают переход покупателей из классической косметической розницы в более доступные форматы как возможность для роста.
В сетях "Спектр", "Рив Гош" растет частота проведения акций. В L'Occitane и Lush, напротив, акциями не увлечены — делают ставку на сервис. Например, L'Occitane в прошлом году провела реновацию магазинов, сделав акцент на яркость и привлекательность витрин.
Косметическая компания "Первое решение", которая владеет брендом Natura Siberica (косметика и одноименные магазины), в разгар кризиса запускает новую сеть Planeta Organica. Первый магазин недавно начал работу на Невском пр., на его дизайне компания не экономила.
"Рив Гош" планирует открывать региональные магазины и дальше расширять ассортимент собственных брендов в сегменте люкс и масс–маркет.
“
У нас динамика продаж в Петербурге выглядит более позитивно, чем в других городах. Люди меньше путешествуют по зарубежным странам, остаются дома, посещают магазины, покупают в том числе и косметику. Для тех, у кого ухудшилось материальное положение, косметика — это недорогое средство доставить себе удовольствие (знаменитый "эффект красной помады"). На наши продажи также влияет спрос со стороны людей, которые в своих покупках делают выбор в пользу экологичных и этичных товаров, а этот спрос в последние годы растет. Покупатели более осмысленно подходят к покупкам с точки зрения цены и качества товара.
Дмитрий Азаров
генеральный директор и совладелец "Лаш Раша"
“
Планируем открывать новые магазины, около 10 точек будет в Петербурге. Мы понимаем, что год будет очень сложным, все игроки будут устраивать акции, снижать цены и терять свою маржу, так что ничего хорошего я от этого года не ожидаю. Ярко видно по рынку: люди начали покупать более дешевый товар и пытаются найти качество за разумную цену. Мы стали чаще проводить акции, люди на них активнее реагируют, видим пики продаж в момент их проведения. Если раньше фактор лояльности к бренду был существенненным, сейчас его роль будет минимальна, люди будут просто искать цену или акцию и легко переключаться на другой бренд.
Андрей Мельников
генеральный директор торговой сети "Спектр"