Конкурсный управляющий одной из структур обанкротившегося холдинга "Макромир" Владимир Ганжин после года судебных споров выиграл дело о взыскании убытков в 330 млн рублей с владельца девелоперского холдинга "Л1" и бывшего совладельца "Макромира" Павла Андреева. Бизнесмену вменили в вину совершенную в ходе корпоративной войны между совладельцами "Макромира" Павлом Андреевым и Андреем Рогачевым покупку акций "Нижегородского порта" по завышенной цене. Но выгодоприобритателем от этого судебного спора теперь является Fort Group, купившая у Рогачева "Макромир" в 2011 году.
Вечером 15 марта Арбитражный суд СПб и ЛО рассмотрел вторично требование конкурсного управляющего ООО "Регионстрой" Владимира Ганжина о взыскании с владельца девелоперского холдинга Л1 Павла Андреева, а также бывших топ-менеджеров "Макромира" Андрея Гаврилова и Алексея Непомнящего солидарно 330 млн рублей убытков. Под убытками управляющий подразумевает разницу между ценой покупки 20,85% акций ОАО "Нижегородский порт" в июле 2008 года за 336,88 млн рублей и ценой продажи этих акций в феврале 2012 года на конкурсных торгах компании-банкрота за 6,2 млн рублей.
"Считаем данное решение ошибочным. Будем его оспаривать", — прокомментировал судебный акт Павел Андреев.
ООО "Регионстрой" входило в структуру холдинга "Макромир" Андрея Рогачева и Павла Андреева, который объединял шесть ТРК в Петербурге общей площадью более 260 тыс. м2. В 2008-2009 годах между партнерами (которым также принадлежал и девелоперский холдинг "ЛЭК", впоследствии ребрендирован в "Л1") вспыхнул корпоративный конфликт. В 2009 году Андрей Рогачев выкупил у Павла Андреева 49% "Макромира" и уволил лояльного последнему гендиректора Игоря Шабловского, обвинив его в заключении ряда убыточных сделок. Вскоре после увольнения Шабловский умер в поезде Петербург — Новгород от сердечного приступа. Затем "Макромир" объявил о банкротстве, а другие его структуры начали процедуру ликвидации, после чего тоже были признаны банкротами. Долги холдинга составили 17 млрд рублей, из которых 7,7 млрд — перед офшорами, дружественными Рогачеву, 5,4 млрд, обеспеченные залогом всех ТРК, — перед Сбербанком и 1,4 млрд — перед структурами жилищно-строительного холдинга "ЛЭК", контроль над которым сохранил Андреев.
В 2011 году Андрей Рогачев продал "Макромир" вместе с подконтрольными долгами девелоперскому холдингу Fort Group, который вскоре после этого выкупил и права требования и у Сбербанка и вывел в офшоры на торгах заложенные ТРК. С тех пор главная задача поставленных "Фортом" на процедуры банкротства конкурсных управляющих — хотя бы частично компенсировать эти расходы за счет Павла Андреева.
Читайте также:
Fort Group рассчитывается в кредиторами "Макромира"
Первая попытка была предпринята ими еще в 2014 году: тогда управляющие попытались привлечь бизнесмена и его топ-менеджеров к субсидиарной ответственности по долгам "Макромира" на общую сумму 1,34 млрд рублей: они утверждали, что он фактически контролировал работу холдинга и принимал решения обо всех убыточных сделках (по отчуждению активов). Юристы Павла Андреева в суде возражали: по их версии, все решения принимались генеральным директором ООО "Макромир" Игорем Шабловским. Версию тогда подтвердили и экс-менеджеры холдинга: водитель, главбух и начальник юрслужбы. В пользу нее говорят и материалы уголовного дела, в том числе и показания свидетеля Андрея Рогачева, по словам которого, в ходе служебного расследования в "Макромире" были выявлены злоупотребления Игоря Шабловского. Сам он по понятным причинам ответить суду ничего уже не мог. А Андрей Рогачев после суда иронизировал: мол, если виноват Шабловский, то почему отчужденные активы после его смерти достались Андрееву?
Владимир Ганжин предъявил Андрееву претензии на 330 млн рублей последним — в феврале 2015 года. Тогда суд ему отказал в привлечении к субсидиарной ответственности по тем же причинам, что и его коллегам. Апелляционная инстанция подтвердила правильность определения. Но кассация в ноябре 2015 года установила, что Владимир Ганжин просил взыскать убытки, а не привлечь к субсидиарке. И вернула дело на новое рассмотрение.
"Очень рад это слышать, — прокомментировал судебный акт Андрей Рогачев. — Огромное число людей с удовольствием отправили бы Андреева в гости к Сергею Полонскому. Это дольщики, партнеры, подрядчики. Но трудно посадить человека, к которому ведет след украденных $700 млн".